КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ - не поддающийся строгому определению и потому дезориентирующий термин, неоправданно подменяющий понятия исхода лечения, дефектов оказания медицинской помощи, эффективности медицинской помощи в сфере ответственности ЛПУ, оснащённости медицинского учреждения, применения высоких медицинских технологий.

Близкий по звучанию термин "качество медицинских услуг" тем более бесполезен, поскольку означает характеристику этих неопределённых услуг как таковых, а не по отношению к пациенту, не по их показанности, достаточности и успешности в конкретном случае. По существу, это синоним "уровня сервиса" - понятия, пригодного для гостиничного бизнеса, но не для медицины.

Оба термина, используемые для оценок, открывают простор как для беспочвенной удовлетворённости, так и для необоснованных упрёков. Оба низводят достаточно точный в этой области язык медицинской практики на уровень рыночного жаргона. От обоих следует оберегать медицинские информационные системы.

Бессмысленно оценивать действия врача словом "качественные". Они могут быть своевременными, запоздалыми или преждевременными. Средства диагностики и лечения могут быть использованы с учётом показаний и противопоказаний, в нарушение противопоказаний, без показаний. Они могут быть недостаточными или избыточными. Они могут осуществляться с соблюдением или с нарушением деонтологии. Всё это определяется медицинской наукой, всё это могут устанавливать специалисты. Наконец, результат медицинской помощи - это либо один из совершенно определённых вариантов исхода (полный клинический эффект, значительное улучшение, симптоматическое улучшение, без перемен, ухудшение, смерть), либо перевод из одной группы диспансерного наблюдения в другую. Попытки заменять или затушёвывать эти строго определённые характеристики, ориентиры. которыми руковдствовались поколения медиков, неким "качеством" - проявление непрофессионализма.

Не менее бессмысленно характеризовать термином "качество" всё лечебное учреждение. Его надо оценивать по понятным и осязаемым критериям: квалификацией сотрудников, материально-технической оснащённостью, обеспеченностью медикаментами, чёткостью организации и, разумеется, вполне определёнными, вычисляемыми конечными результатами медицинской помощи в сфере его ответственности.

Соответственно сказанному, и "управление качеством медицинской помощи" - странное выражение. Управляют процессом, людьми, осуществляющими процесс. Можно управлять автомобилем, самолётом, но что означает "управлять качеством движения" или "качеством полёта"? А если ничего, то термин нужен только некомпетентным распорядителям, чтобы по своему разумению и не отвечая за результат контролировать пустяки.

Управлять надо лечебно-диагностическим процессом, действиями врача, заведующего отделением, главного врача, основываясь при этом на информации о конечных результатах медицинской помощи, о нежелательных различиях в этих результатах, о связях между результатами и использованием средств. Автоматизация открывает для этого все возможности. Их и надо использовать, не отвлекаясь на термины, лишённые конкретного содержания.

См. Дефекты оказания медицинской помощи, Экспертиза оказания медицинской помощи, Конечные результаты ЛДП, Управление лечебно-диагностическим процессом.

Hosted by uCoz