ЭКСПЕРТИЗА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.

1) Осуществляемые специалистом-экспертом поиск и оценка отклонений от медицинских правил и общих правил поведения при оказании медицинской помощи пациенту.

В автоматизированной системе заключения экспертов регистрируются либо в истории болезни, либо в специальной экспертной карте в формализованном виде, чтобы можно было сопоставлять, обобщать и анализировать накапливаемый материал. Формализация не мешает эксперту выразить свои соображения обычным произвольным текстом, но ключевые характеристики случая - суждения о сути, типе, причине и последствиях обнаруженного дефекта - надо давать по строгим правилам, по специальным справочникам.

2) Система, осуществляющая

отбор историй болезни для проверки на наличие дефектов оказания медицинской помощи,

поиск и оценку дефектов, осуществляемые специалистами-экспертами,

обобщение и анализ обнаруженных дефектов,

оценку работы экспертов.

Как отбирать истории болезни на экспертизу? Регулярно проверять каждую историю нецелесообразно: это означало бы тотальное недоверие к врачам и к заведующим отделениями, напрасную трату сил. По тем же соображениям не годится и случайная выборка. Автоматизация позволяет отбирать истории болезни целенаправленно, по определённым признакам: диагнозам, исходам, возрастным группам, срокам, конкретным врачебным действиям. Позднее выявление онкологических заболеваний, несвоевременный перевод на инвалидность, повторная или чрезмерно длительная госпитализация, впервые выявленное социально значимое заболевание, осложнения, летальный исход, - вот примеры серьёзных поводов к экспертизе. Не исключаются и случаи, когда экспертизе надо подвергать все истории болезни одного врача. Важно, чтобы на протяжении определённого периода (квартал, год) отбор производился стереотипно, по одним и тем же правилам и способствовал поиску возможностей улучшить медицинскую помощь.

В автоматизированной системе эксперту предоставляется возможность ознакомиться со всей электронной историей болезни и зарегистрировать обнаруженные дефекты, указав по специальным справочникам их суть, главную причину и важнейшие последствия.

Регулярная (ежемесячная) статистическая обработка результатов экспертизы позволяет установить те сферы деятельности, где дефекты наиболее часты, выявить их организационные причины, охарактеризовать врачей с точки зрения частоты и тяжести допускаемых дефектов, отразить всё это количественными показателями и следить за их динамикой, то есть оценивать эффективность управления.

Констатация дефекта и его оценка - функция и ответственность эксперта. Субъективный элемент здесь неизбежен. Он может приводить к выводам, с которыми другой эксперт не согласится. Поэтому целесообразно по каждому случаю получать заключения двух экспертов, а при существенных расхождениях между ними - ещё и заключение старшего эксперта. Такой приём, помимо более полного исследования каждого случая, позволяет затем оценить и самих экспертов - выявить наиболее строгих и наиболее мягких и при этом проверить обоснованность их строгости или мягкости.

См. Дефекты оказания медицинской помощи.

Hosted by uCoz