ДЕФЕКТЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ - установленные экспертом и оцененные с точки зрения причин и последствий отклонения от медицинских правил и общих правил поведения, которые следовало выполнить при оказании медицинской помощи пациенту в конкретных обстоятельствах. Мало констатировать дефект - надо установить его причины и последствия. Последнее важно не только само по себе, но и потому, что требование такой оценки побуждает к более глубокому и ответственному анализу каждого случая. Причины и последствия должны быть классифицированы. Тогда накапливаемые в автоматизированной системе данные о дефектах можно обобщать, анализировать и использовать для совершенствования медицинской помощи. В АСУ ЛДП классификация причин насчитывает 10 пунктов, 4 из которых связаны с врачом (грубые дисциплинарные нарушения, нарушение медицинских правил, неполноценный сбор информации, недостаточчное владение процедурами), 4 - с организацией (необесепеченность средствами работы, отсутствие чётких правил, технические дефекты в инструкциях, неполноценность правил) и 2 - с обстоятельствами непреодолимой силы (сопротивление пациента и внешние факторы). Классификация последствий сводится в той же системе к 5 пунктам: без последствий, искажение информации, потери ресурсов. возможный ущерб для пациента, явный ущерб для пациента. Ежё две категории позволяют в автоматизированной системе выявлять те области врачебных действий, где чаще допускаются дефекты. Это тип дефекта (дефекты диагностики, лечения, тактики) и суть дефекта (пример соответствующего справочника - в статье "Экспертиза"). Близкое понятие "врачебные ошибки" в условиях МИС менее предпочтительно. Оно охватывает только часть дефектов оказания медицинской помощи и преждевременно связывает их лишь с врачом. Это ограничивает поиск причин и делает термин непригодным для автоматизированной экспертизы. См. Экспертиза оказания медицинской помощи.
|