Фоновый контроль в управлении ЛДП

В справочник

ПРЕДМЕТНЫЙ СПРАВОЧНИК
Фоновый контроль

1. Определение. Фоновый контроль - это базовый способ управления лечебно-диагностическим процессом. Он сводится к реакции руководителя на сегодняшнее положение дел, причём между ознакомлением с этим положением и реакцией на него нет специальных процедур анализа информации. Что хорошо, а что плохо, что требует немедленного исправления, что надо проверить, а с чем надо просто выждать, - для руководителя ЛПУ или заведующего отделением очевидно.

Очевидность вытекает из целей управления, а реакция на неё (объекты воздействия и способы воздействия) определяется полнотой, своевременностью и достоверностью информации. В МИС-Т эти качества обеспечены: руководителю предоставляется полный обзор важных для управления фактов и событий, ему не нужно прибегать к догадкам и действовать по интуиции. В таких условиях сама информация диктует и необходимость воздействия на те или иные события, и срочность воздействия, и его способ.

2. Инструменты. В подсистеме "Стационар" для фонового контроля служат сводка приёмного покоя о задачах и проблемах на данный момент, отчёт приёмного покоя о работе дежурной бригады за суточную или 12-часовуую смену, ежедневная сводка отделения и ежедневная сводка больницы. Всё это - документы для широкого обзора, с их помощью можно видеть обстановку как в заданном их названием ритме, так и в любой настоящий момент времени. К этому добавляются списки узкой направленности, но тоже предназначенные, главным образом, для непосредственной реакции руководителя. Их содержание - дефекты в актуальных историях болезни, длительно находящиеся в стационаре, пациенты с длительным больничным листком и некоторые другие.

Всё перечисленное эффективно, если используется ежедневно, если реакция своевременна, поэтому обращение к таким инструментам целесообразно чётко отражать в регламенте работы руководителей.

Сверх того, что предназначено для ежедневного использования, МИС-Т предлагает и такие инструменты фонового контроля, которые позволяют руководителю найти ответы на вопросы, не требующие немедленных действий, но полезные для ориентировки в частных проблемах: льготные категории пациентов, использование определённых лечебных средств, расхождения диагнозов, сегодняшняя нагрузка лечащих врачей, ещё не выполненные рекомендации руководителей и проч. и проч. Наконец, главному врачу подаются в виде еженедельной сводки проблемы взаимодействия подразделений (замечания друг другу). Эту сводку можно получать и в любой день - за скользящую неделю.

В подсистеме "Поликлиника" фоновый контроль обеспечивается еженедельным планом-отчётом о лечебно-диагностической работе врачебных участков, еженедельными списками вновь выявленных диагнозов и часто болеющих пациентов, ежемесячным отчётом о профилактической работе участков и о движении диспансерных контингентов. Использование этих инструментов обзора необходимо чётко регламентировать. Сверх того, для отображения сегодняшнего состояния всех важных разделов поликлинической работы АРМ врача поликлиники предоставляет три десятка тематических списков (прохождение диспансеризации, вакцинопрофилактика, использование смотрового кабинета, планы госпитализации и санаторного лечения, длительность листка нетрудоспособности, больные с повышенным риском рака, диабета и туберкулёза, с подозрением на рак, беременные и проч. и проч.).

3. Способ использования. Все выходные форы для фонового контроля представляют информацию так, чтобы от них можно было сразу перейти к сведениям о конкретном пациенте, к общению с его лечащим врачом к вспомогательными службам, которые должны что-то для него сделать. Эти формы - для конкретного и своевременного воздействия руководителя на слабые звенья процесса. Именно поэтому те из них, в названии которых указан ритм их формирования, должны использоваться, прежде всего, в этом ритме.

Конечно, здесь предполагается и естественная аналитическая работа: сортировка проблем по их важности, сравнительная оценка работы врачей, слежение за возникновением проблем и за сроками их решения. Первому и второму способствует рациональное расположение материала в сводке: разделы сводки следуют друг за другом по убыванию их важности, часто повторяющиеся фамилии врачей бросаются в глаза. Третье, слежению за решением проблем, облегчается специальными программными пометками: всегда выводится дата возникновения проблемы (её ввёл в истории болезни врач) и, дополнительно, то, что возникло сегодня, вчера или позавчера помечается звёздочкой, а то, что не решается чрезмерно долго, - двумя звёздочками.

4. Границы применения. Фоновый контроль позволяет судить о факте сегодняшнего неблагополучия, но не о лечащем враче. Он - для оперативного устранения конкретного недостатка в работе врача с конкретным больным, но не для оценки врача или других участников лечебно-диагностического процесса. В отношении задействованных в том или ином событии сотрудников у руководителя могут возникать предположения, достаточные для того, чтобы сигналам об их работе уделять первоочередное внимание. Но их недостаточно для выводов. Выводы делаются только в результате ретроспективного статистического анализа работы ЛПУ за представительный отрезок времени. И анализ, и формулировка выводов, и управляющие воздействия на их основе осуществляются другим набором инструментов управления.

См. Дополнительный контроль, Анализ работы врачебных участков, Ежедневная сводка отделения, План на неделю (АРМ врача поликлиники), Стиль управления