В справочник

ПРЕДМЕТНЫЙ СПРАВОЧНИК
Ежедневная сводка отделения.
Утренний рапорт в отделении. План действий на день

Вызвать сводку на экран можно в любое время, но раз в сутки её непременно надо напечатать и поместить в ординаторской на видное место. Тогда с нею легко, никому не мешая, может ознакомиться каждый: заведующий отделением, лечащий врач, дежурный врач, пришедший консультант, заглянувший в отделение главный врач. Это избавляет от многих лишних вопросов и недоразумений.

Заведующему напечатанный экземпляр нужен во время рапорта. Он, обычно приходящий раньше всех, может получить его сам. Совсем хорошо, если это сделает за полчаса до его прихода дежурная медсестра.

Сводка позволяет заведующему сразу, ещё до доклада дежурной смены, стать самым информированным участником рапорта. Сложные и тяжело больные, действия дежурного врача в отношении тяжело больных, вновь поступившие, сегодняшние запросы и проблемы врачей, заполнение палат, важные происшествия, - всё у него перед глазами.

Он не зависит от того, что посчитают, а что не посчитают нужным ему доложить. Он сам попросит дать комментарии к тому, что уже видит. Как правило, это уточняющие вопросы о планах врачей на сегодня в отношении тяжело больных и больных с факторами риска. Его распоряжения будут соответствовать объективному положению вещей.

Остаётся только задать контрольный вопрос: «кто-нибудь хочет сообщить что-либо ещё?». Этот вопрос необходим потому, что ту или иную важную информацию могут «просто» не ввести – единственный абсолютно нетерпимый дефект в информационной системе. Выявление такого дефекта должно тут же, на месте, сопровождаться демонстративным исправлением – вводом сведений в АРМ.

После рапорта ежедневная сводка становится программой действий заведующего на день. Она вводит в поле его зрения все сегодняшние ключевые моменты лечебно-диагностического процесса:

тяжело больных (их надо навестить лично),

больных с факторами риска (нелишне проследить за действиями лечащих врачей),

больных неопытного врача и заботы неопытного врача (надо помогать в трудных для него ситуациях),

больных у которых наступил очередной срок оценки накопленной информации и врач будет принимать дальнейшие решения (самое время поучаствовать в этих решениях),

запрошенные консультации (убедиться в их обоснованности, лично встретиться с консультантом),

не удовлетворённые своевременно запросы врачей (помочь врачу правильно поступать и в этих обстоятельствах),

вновь поступивших с их диагнозами на данный момент,

подготовленных к клиническому разбору,

подготовленных к выписке.

Это не вся доступная ему информация - это только то, что у него всегда перед глазами на двух страницах (одном лиcте) бумаги или на экране. Немаловажно, что то же самое в сжатом виде находится и перед главным врачом.

Руководитель с утра хорошо информирован. Он может распределять своё время и силы в соответствии со всеми деталями реальной ситуации.

На протяжении дня можно повторно вызывать сводку и узнавать, не спрашивая врачей, что изменяется в ходе их работы.

И здесь, и в других местах Справочника под термином "Главный врач" имеется в виду не только первый руководитель, но и его заместители-медики. <