ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ - совокупность повседневных решений, основанных на информации из актуальных историй болезни и направленных на своевременное и адекватное оказание медицинской помощи каждому пациенту в условиях ограничений на ресурсы (время, средства обследования и лечения, штаты, кадры медицинских работников, финансы)..

Основа принятия решений в сфере оперативного управления - своевременное выявление

а) неблагоприятных тенденций в состоянии пациентов,

б) неадекватного (недостаточного или избыточного) расходования ресурсов,

в) затруднений организационного характера в работе врачей,

г) систематических различий в работе врачей при сходных прочих условиях.

Отсюда первая характеристика оперативного управления - "управление по отклонениям", то есть такое, которое выявляет нежелательные отклонения своевременно, когда ещё можно предупредить их неблагоприятное воздействие на конечный результат. Из последнего следует и вторая характеристика - "целевое управление", такое, эффективность которого оценивается уровнем и динамикой конечных результатов медицинской помощи.

Оперативное управление осуществляется на всех трёх уровнях принятия решений:

на уровне врача, когда полученная информация о пациенте побуждает к определённым действиям, а сами эти действия организуются вложенными в МИС правилами;

на уровне заведующего, когда он узнаёт о сложных задачах у врачей, об их неадекватных решениях, о дефектах ведения историй болезни, а также когда он настраивает по своему усмотрению специальные функции МИС, которыми затем пользуются лечащие врачи;

на уровне главного врача, когда система оповещает его о нагрузках на подразделения в данный момент, о необеспеченности врачей необходимыми ресурсами, о проблемах их взаимодействия с вспомогательными службами и другими лечебными учреждениями, об использовании дефицитных ресурсов, о количестве и качестве работы, проделанной лечебным учреждением за прошедший месяц, о систематических недостатках в работе отдельных врачей и подразделений.

Импульсом для оперативных управляющих воздействий всегда служат сегодняшние данные в историях болезни, а ближайшая задача состоит в нормализации ведения конкретных пациентов в данный момент. На уровне врача этим всё исчерпывается, надо только подчеркнуть, что одной из реакций врача на информацию (и его обязанностью) является ввод в систему сигналов о таких неблагополучиях, которые требуют безотлагательного внимания заведующего или главного врача.

При той же самой цели, что у врача, реакция заведующего отделением на информацию сложнее. Во-первых, она может состоять и в помощи врачу, и в коррекции его суждений и действий, и в замечаниях ему, и в подмене врача. Во-вторых, она может быть намеренно отложенной в расчёте на самостоятельные действия врача, причём сам этот расчёт основывается на регулярной сравнительной оценке врачей средствами ретроспективного анализа.

Наконец, у главного врача и информация, и цели те же, что у лечащих врачей и заведующих, но он видит лечебно-диагностический процесс во всей его полноте и динамике, включая сведения о наличествующих ресурсах и представления о том, как сами врачи и их заведующие способны справляться с проблемами. Это налагает отпечаток на принятие оперативных решений со стороны первого руководителя и его заместителей, позволяет им различать случайные "узкие места", которые могут исчезать самопроизвольно, частные проблемы, легко решаемые простыми распоряжениями, и систематические недостатки, коренящиеся в организации, ресурсном обеспечении, квалификации того или иного сотрудника, а потому требующие специального вмешательства и протяжённого контроля.

Об эффективности оперативного управления можно судить, во-первых, повседневно - по тому, как скоро исчезают или как успешно предупреждаются проблемы, а во-вторых, ежемесячно - по конечным результатам медицинской помощи за представительный (месячный) отрезок времени.

Оперативное управление использует только информацию, введенную в электронные истории болезни. В этом смысле она полна и достоверна. Она автоматически сортируется, группируется, обрабатывается логически и своевременно подаётся участникам ЛДП в виде, пригодном для принятия решений. На каждом следующим витке она несёт в себе результат решений, принятых на витках предыдущих. Весь процесс доступен формализации в такой степени, которая позволяет говорить об алгоритмах управления. Эти алгоритмы частично выражаются в простых правилах реакции на информацию (для врача, заведующего отделением и главного врача), а частично могут быть переданы компьютеру.

Методологически оперативное управление складывается из фонового контроля, ретроспективного анализа и дополнительного контроля. Фоновый контроль обеспечивается регулярными сводками, в которых отражены сегодняшние проблемы в работе врачей с пациентами. Ежемесячный ретроспективный анализ выявляет систематические отклонения от должного, от желаемого в работе врачей, подразделений, учреждения в целом и связывает конечные результаты медицинской помощи с использованием основных ресурсов и с деятельностью каждого врача. Это позволяет понять, с чьими и с какими именно действиями связано недостижение желаемого результата.

Итогом анализа являются рекомендации о дополнительном контроле за определёнными разделами работы определённых участников ЛДП. Для него, наряду с обычными сводками (фоновым контролем), используются инструменты целенаправленного поиска предполагаемых дефектов. Смысл дополнительного контроля в том, чтобы увидеть, понять в деталях систематические дефекты в действиях определённых сотрудников тогда, когда всё ещё можно поправить, продемонстрировав должный образ действий в реальных обстоятельствах. Если при очередном ретроспективном анализе обнаруживается, что недостаток перестал проявляться, дополнительный контроль становится ненужным.

Оперативное управление - способ регулиовки лечебно-диагностического процесса применительно к меняющимся реальным обстоятельствам. В условиях автоматизации оно обеспечено программно - средствами обработки и доставки информации. Но одного этого недостаточно. Программному обеспечению должно соответствовать организационное - правила внутреннего распорядка, регламентирующие реакцию участников ЛДП на доставленную им информацию.

В отличие от оперативного управления, есть управляющие воздействий другого рода, с другими основаниями, содержанием и оценкой. Они состоят в использовании новых, полученных извне ресурсов и решении новых задач, не входивших до сих пор в повседневную практику учреждения. Таковы освоение новых методов лечения и диагностики, структурные изменения в учреждении, кадровые изменения, включая переподготовку специалистов, и т.п. К этим решениям побуждают не только достигаемые учреждением результаты, но и открывшиеся новые материальные возможности, и поставленные перед учреждением новые задачи. Оценка эффективности таких решений возможна только по истечении значительного времени и только по конечным результатам. Это - стратегическое управление. Роль МИС в нём сводится к информационному обеспечению начального и итогового этапов. Ретроспективный анализ средствами МИС за достаточно представительные сроки позволяет выявить такие слабые места в оказании медицинской помощи, укрепить которые или сделать точками роста можно только за счёт новых ресурсов и новых приёмов. Тот же анализ позволяет со временем оценить эффектиность стратегического решения.

См. Алгоритмы управления ЛДП, Показатели достижения цели, Показатели использования средств, Ретроспективный анализ ЛДП, Организационное обеспечение автоматизированного ЛДП.

Hosted by uCoz