ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ЛДП - поддерживаемый главным врачом регламент использования медицинской информационной системы в работе лечащих врачей, руководителей подразделений и руководителей всего лечебного учреждения, а также порядок взаимодействия лечебного учреждения с разработчиком МИС.

Автоматизация вносит в деятельность участников лечебно-диагностического процесса новое качество. Оно состоит в том, что программное обеспечение берёт на себя часть интеллектуальных функций: своевременное оповещение о необходимых действиях, предупреждение многих ошибок при вводе информации, напоминание о проблемах, подсказку их решения, своевременную доставку информации адресатам, подсчёты, обобщения и выводы, хранение данных и предоставление их в любом обработанном виде. Это резко сужает область неблагоприятного воздействия "человеческого фактора" - способности человека забывать, ошибаться, откладывать на потом, не соблюдать или искажать правила. Но само обращение с таким мощным и необычным ресурсом, каким является автоматизация, тоже зависит от этого фактора. Поэтому для полного использования возможностей автоматизированной системы необходимы специальные организационные приёмы.

Ввод МИС в эксплуатацию должен сопровождаться обстоятельным приказом главного врача, где каждому разъясняется, что именно изменилось в его работе с переходом на электронную историю болезни. Затем правила работы в условиях автоматизации должны стать неотъемлемой частью всего регламента работы лечебного учреждения.

Организационные меры нужны для поддержания работоспособности самой системы. Слежение за техникой, правила обращения с нею. способы предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций, - всё это надо предусматривать, всё это должно стать ответственностью определённых сотрудников.

Работоспособность системы зависит от поддержки её справочники. Местные справочники (врачи, подразделения, медицинские учреждения, улицы, страховые организации) поддерживает само лечебное учреждение: ответственные лица должны своевременно отражать в них изменения тех объектов, которые этими справочниками описываются. Поддержка системных справочников, которые сам пользователь не вправе изменять, требует организации взаимодействия с разработчиком.

В распоряжении врачей должны быть простые способы регистрации недостатков, выявленных в системе при её эксплуатации. Для запросов к разработчику необходимы установленные формы. Передачу запросов разработчику и контроль за их удовлетворением надо вменить в постоянную обязанность администратору системы или медицинскому статистику. Необходмы бесперебойная связь и согласованные предельные сроки исполнения.

Но главное - организация самого лечебно-диагностического процесса должна быть такой, чтобы МИС стала для всех основным инструментом работы с информацией. Под историей болезни должна пониматься только электронная история (и её "твёрдая копия"). В ней необходимо отражать как все действия и проблемы лечащего врача, так и непосредственные вмешательства руководителей в ведение пациента (рекомендации, замечания, клинические разборы). Передача назначений врача медсёстрам, запросы врача к параклиническим подразделениям, консультации, направления, справки, - всё должно осуществляться через автоматизированную систему, а не помимо неё. Любые запросы сведений о пациенте со стороны руководителей, контролёров, медицинских статистиков надо удовлетворять именно из электронной базы данных. Отсюда надо брать все списки, сводки, отчёты, - всё, что несёт информацию о пациентах, о работе врачей, о проблемах с обеспечением больных теми или иными средствами обследования и лечения. Обходы и консультации руководителей, совещания по медицинским вопросам, подготовка документов к аттестации врача, экспертная деятельность и проч. и проч., - всё должно опираться на информацию из медицинской информационной системы.

Основное, если не единственное, условие такого использование системы - правильное отношение к ней руководителей. Они должны быть не над системой, в в ней, то есть в своей деятельности, в принятии решений руководствоваться электронными историями болезни и результатами их обработки. Вся система работает тем эффективнее, чем полнее её используют главный врач, его заместители и заведующие отделениями.

См. Оперативное управление ЛДП, Ретроспективный анализ ЛДП, Дефекты оказания медицинской помощи, Экспертиза оказания медицинской помощи.

Hosted by uCoz