РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - регулярная (ежемесячная) обработка историй болезни (на станции скорой помощи - карт обслуживания вызова) с целью выявления таких нежелательных систематических отклонений в деятельности определённых участников ЛДП, которые можно устранить или компенсировать средствами организации и управления, улучшив за этот счёт конечные результаты медицинской помощи.

Ретроспективный анализ - компонент оперативного управления. Основной объект анализа - работа врачей и её результаты за представительный отрезок времени. Его суть - выявление внутренних резервов улучшения медицинской помощи. Эти резервы затем будут мобилизованы с помощью двух других компонентов оперативного управления - фонового и дополнительного контроля. Частота анализа - каждый месяц. Такой срок необходим и достаточен, чтобы получить основания для оценки динамики показателей ЛДП, для сравнительной оценки работы врачей, для предположений о неслучайности повторяющихся дефектов и для своевременного корригирующего вмешательства. То обстоятельство, что не все данные за месяц репрезентативны, преодолевается простым приёмом: возникшие предположения всегда можно проверить на более значительном отрезке времени, прилегающем к последнему месяцу (за "скользящий квартал").

Анализ основан на вычислении показателей достижения цели и показателей использования средств по отношению к каждому врачу и каждому отделению. Далее проводятся статистические сравнения и логические сопоставления. Показатели отделения в целом сравниваются с предыдущими месяцами. Выявляются врачи, у которых целевые показатели либо хуже, чем у других врачей, либо ухудшились в сравнении с предыдущим месяцем. Выделяются врачи с наилучшими результатами. Отмечаются тенденции к улучшению или ухудшению. Затем каждый целевой показатель сопоставляется с использованием тех ресурсов, которые имеют непосредственное отношение к достижению данной цели. Так обнаруживаются причины как нежелательных, так и очень хороших результатов и тенденций. На этом основании делается предположение, что определённые результаты у определённых врачей можно улучшить, если взять под повседневный контроль те разделы их деятельности, в которых они поступают недостаточно совершенным образом. Иными словами, ретроспективный анализ завершается рекомендациями заведующему отделением о дополнительном контроле за определёнными действиями врача, за правильным использованием определённых средств. И логической, и психологической точкой опоры служат здесь хорошие результаты, достигнутые другими врачами.

Управление на основе информации предполагает, что последняя своевременна, полна и достоверна. Ежемесячный автоматизированный ретроспективный анализ берёт сведения из электронных историй болезни - они своевременны по определению. С полнотой и достоверностью сложнее. Некоторые сведения врач может не вносить, а иные даже искажать, невольно, а то и специально, стараясь работать "на показатель". Эти помехи ("человеческий фактор"!) обнаруживаются следующим образом. Анализ учитывает, что есть легко искажаемые показатели, а есть и не поддающиеся искажениям. Сопоставление искажаемых величин с неискажаемыми и сравнение врачей по тем и другим позволяет делать высоковероятные предположения об искажениях из-за неправильных представлений врача о должном, из-за неверных установок. В таких случаях ретроспективный анализ выдаёт рекомендации о контроле за правильностью регистрации определённых сведений у определённых врачей. После этого полнота и достоверность информации обеспечивается целенаправленно: и общими указаниями врачу, и в конкретных ситуациях при дополнтельнм контроле.

Достоверность информации позволяет не только рекомендовать определённый контроль, но и давать интегральные оценки работе каждого врача за заданный период. Эти оценки важны психологически, а для такой задачи, как дифференцированное премирование, они просто необходимы. Но здесь возникают трудности: один врач преуспевает или отстаёт в одних разделах работы, другой - в других, а сами разделы имеют для лечебного учреждения разное значение, да ещё и непостоянное: острота одних проблем со временем снижается (на то и управление), на первый план выходят другие. Стало быть, проблемы надо ранжировать по актуальности и важности для конечных результатов, а в интегральной оценке учитывать в интегральной ранги тех разделов работы, в которых врач преуспевает или отстаёт. Для этого автоматизированная система предоставляет руководителям специальную функцию. Она позволяет устанавливать ранги и время от времени их изменять, то есть настраивть систему оценок врачей на актуальные задачи управления, на степень их сегодняшней важности.

Объектом анализа являются не только лечащие врачи, но и заведующие отделениями, эффективность самого управления. Здесь используются два приёма. Один логично вытекает из рекомендаций о дополнительном контроле: если заведующий их использует, то через месяц-два работа подконтрольных врачей должна улучшиться. Второй способ оценки работы заведующего состоит в измерении дисперсии показателей у врачей-ординаторов. Чем больше разброс результатов, чем больше разница между отстающими и передовыми, тем слабее управление. Важна и динамика дисперсии: её уменьшение от месяца к месяцу означает эффективное руководство.

В полном виде описанная схема ретроспективного анализа и всего оперативного управления была реализована в виде программ и успешно применена на практике в моих системах "Поликлиника" (для поликлиники, детской поликлиники, женской консультации и тубдиспансера) и "Скорая помощь". В системе "Стационар" изложенные принципы использованы пока частично..

См. Алгоритмы управления ЛДП, Показатели достижения цели, Показатели использования средств, Оперативное управление ЛДП, Дефекты оказания медицинской помощи, Экспертиза оказания медицинской помощи.

Hosted by uCoz