Лечебно-диагностический процесс

П

О

Л

И

К

Л

И

Н

И

К

А

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оглянемся на пройденное. То, что изложено, - не просто описание возможностей компьютерных программ. Это - осмысление практического опыта многих учреждений, которые на протяжении ряда лет используют предложенную нами автоматизацию и алгоритмизацию лечебно-диагностического процесса. Их опыт позволяет утверждать, что наши системы не дополняют традиционную организацию, а противостоят ей, заменяют ее, что дело тут не просто в применении вычислительной техники, а в принципиально другом стиле работы. Автоматизировать можно многое и не меняя привычного порядка. Достаточно, чтобы врач дублировал некоторую информацию истории болезни в компьютере или чтобы это делал медстатистик. Компьютер будет учитывать, сосчитывать, печатать отчеты, а суть останется прежней. Активные участники лечебно-диагностического процесса будут

К ДРУГИМ РАЗДЕЛАМ:

Введение

Глава 1. Интеллектуальная поддержка врача

Глава 2. Советы заведующему отделением

Глава 3. Как управлять поликлиникой

СТАЦИОНАР

руководствоваться своими личными, далеко не одинаковыми представлениями. Управление будет по-прежнему опираться на произвольную оценку отдельных случаев и изолированных показателей. Управляющие воздействия будут, как и без автоматизации, сводиться к общим требованиям улучшать работу, выполнять инструкции, работать творчески, заботиться о больных, экономить средства, использовать современные методы и прочая, и прочая. И останется неизвестным, как и до автоматизации, что же надо делать практически и как отследить эффективность этих призывов, порою взаимно противоречивых, хотя каждый из них в отдельности формально правилен.

Мы сделали другое. Средства автоматизации и организации применены для того, чтобы помочь врачу, заведующему отделением и главному врачу соблюдать единые медицинские правила и логику здравого смысла, чтобы клиническое мышление, то есть мышление в пользу пациента из общей фразы стало стилем поведения и не под воздействием призывов, а потому, что техника и организация содействуют принятию правильных решений. В результате, оказалось возможным сформулировать множество детальных правил работы для всех трех структурных уровней поликлиники, свести их в непротиворечивое единство и всю работу осуществлять на этой основе.

Подробное описание деятельности поликлиники в виде системы правил позволяет нам настаивать на термине “технология лечебно-диагностического процесса”, отнестись к оказанию медицинской помощи как к процессу технологическому, со строгими соотношениями и взаимозависимостями, с четкими способами слежения и оценок, с ясным понятием о технологической дисциплине. В свою очередь, технологический подход означает, что и к оказанию медицинской помощи сегодня, и к способам ее развития можно приложить закономерности, свойственные всякой развитой технологии.

Управление текущей деятельностью, оперативное управление лечебно-диагностическим процессом, по сути, сводится к слежению за технологической дисциплиной, за соблюдением небольшого числа простых организационных правил и за выполнением множества требований, которая диктует сама автоматика в ходе работы. Что касается совершенствования медицинской помощи населению, то для него возникают вполне определенные точки опоры. При традиционных условиях опыт врачей и руководителей погребён в историях болезни, пылящихся в архиве. Опыт учреждения, работающего по строгой технологии, накапливается в такой форме, которая позволяет разработчику систематически его изучать, использовать для улучшения организационных правил и компьютерных программ и таким способом передавать этот опыт в будущее. Далее, требование соблюдать технологическую дисциплину не является в наших системах абсолютным. От правил и прямых требований можно отклониться, если они перестали удовлетворять новым требованиям медицины и здравому смыслу, но об этом надо известить старших, а через них – и разработчика. Тем самым обеспечивается поток импульсов к совершенствованию собственно медицинской деятельности. Благодаря ему автоматизированная система может впитывать все новое, что появляется в лечебно-диагностической практике. Второй поток предложений о совершенствовании создается особенностями работы заведующих отделениями. Волей-неволей они сопоставляют автоматически выданные заключения о врачах с исходной фактурой, в том числе с обстоятельствами, которые стандартный анализ не учитывает. При этом могут обнаруживаться новые и существенные для управления закономерности или возникать различные предположения, для подтверждения которых нет адекватных способов обработке информации. И новые закономерности, и неудовлетворенные потребности – это исходный материал для совершенствования автоматизированного анализа. Третий поток предложений о развитии технологии порождается новым подходом к принятию стратегических решений. Это – область творчества руководителя, но творчества, опирающегося на информацию, на полноценные базы данных и на возможность оценивать эффективность творческих решений. Удачные решения тех стратегических задач, которые могут возникать повторно, стоит сделать стереотипными и автоматизировать.

Еще один путь совершенствования медицинской помощи – расширение сферы применения описанной технологии лечебно-диагностического процесса. Поликлиника – не замкнутая система, она постоянно взаимодействует с другими медицинскими учреждениями и с городским отделом здравоохранения. Требования, предъявляемые в этом взаимодействии к ней, она, располагая более высокой организацией, и выполнит на более высоком уровне, но ждать того же от партнеров ей не приходится. Перспектива - в распространении автоматизации и алгоритмизации лечебно-диагностического процесса на возможно большее число лечебно-профилактических учреждений города и на сам городской отдел здравоохранения. Такой опыт уже есть, им располагает здравоохранение Тюмени. Он показывает, что тогда открываются немалые возможности улучшения медицинской помощи и за счет эффективного управления взаимодействием лечебно-профилактических учреждений, и за счет их регулярной сравнительной оценки, и за счет ежемесячного анализа деятельности однородных специализированных подразделений. Но это – уже другая история.

Итак, технологичность обеспечивает оптимальное сочетание консервативного, сохраняющего начала и развития, сочетание дисциплины для всех и творчества, в котором все могут участвовать. Она сопряжена с опорой на информацию, с нарастающим использованием вычислительной техники для решения логических задач, с отказом от волюнтаризма. Она состоит в использовании заранее составленных процедур для принятия всех рутинных решений в типичных ситуациях с тем, чтобы освободить силы ума для ситуаций необычных. Она означает, в конечном счете, управляемость лечебно-диагностического процесса. Из всего этого следует, что со старой организацией, взяв от нее лишь немногие внешние формы, можно расстаться.

 

 

Hosted by uCoz