b

В справочник

ПРЕДМЕТНЫЙ СПРАВОЧНИК
Время лечащего врача: рационализация затрат

Рациональное использование времени врача обеспечено системой во всех сферах его деятельности совокупностью приёмов, способов и специальных инструментов.

1. Самая суть врачевания - осмысливание состояния пациента и принятие врачебных решений - не является исключением. Подсказки при работе с историей болезни, специальные диалоговые процедуры для уточнения диагноза и рисков, заготовленные наборы назначений при определённых диагнозах, автоматическое составление плана работы, напоминания о рисках и отклонениях от планов и сроков, - все эти элементы интеллектуальной поддержки способствуют полноте решений врача и своевременности их реализации. Это закономерно оборачивается экономией времени.

Очевидна экономия времени и на обязательных записях о фактах, событиях, их оценке, о действиях и их результатах. Здесь затраты времени снижаются за счёт исключения ручных записей и рациональных приёмов ведения истории болезни. Наименования, характеризующие медицинский и социальный статус пациента, а также диагностические и лечебные назначения вводятся не с клавиатуры, а прямо из справочников. Для описания анамнеза и статуса пациента, для дневниковых записей, этапных эпикризов и протоколов операций используются заготовленные шаблоны. Когда врач работает сразу со всем массивом своих историй болезни (дневники, новые назначения), к его услугам специальные средства быстрого просмотра и ввода данных в заданной группе историй.

Все вторичные документы, основанные на истории болезни (листы назначений, листы анализов, выписки, справки, рецепты, памятки, направления, расписки, экстренные извещения в СЭС и проч.), формируются автоматически, а их распечатка не только требует минимального времени, но и может быть поручена медсестре. Абсолютная читабельность всех описаний избавляет от ошибочных оценок прошлых событий и затрат на выяснение недоразумений и дополнительные пояснения.

2. Врач, работая со своими пациентами, неизбежно тратит время на взаимодействие с другими участниками лечебно-диагностического процесса. Система сводит эти затраты почти к нулю. Чтобы получить консультацию другого специалиста, запросить лабораторное обследование или его результат, сообщить о необходимых действиях медсестре, врачу достаточно сделать соответствующие назначения в истории болезни. Оповещение обеспечит система, причём консультантам, лабораториям и физиокабинету доставит не только запрос врача, но и выписку из истории болезни.

При задержках в удовлетворении своих запросов врачу не нужно с ними сражаться - достаточно отметить в истории болезни, что эти задержки затрудняют работу с пациентом, чтобы в события был включён главный врач (в стационаре назавтра, а в поликлинике - с началом очередной недели).

Не требуется специальных усилий и для сообщения о своей работе с пациентом заведующему отделением. В ежедневной сводке заведующий видит все проблемы у всех больных, там выделена информация, требующая его вмешательства, наконец, ему доступна и абсолютна читабельна любая история болезни. Всё - без отвлечения врача от его дел. То же относится и к главному врачу и начмеду: когда их предметно интересует текущая деятельность врача, всё можно узнать без его участия, так что для личного общения остаются только уточнения и рекомендации, если в тех и других есть необходимость.

3. В жизни лечебного учреждения большое место занимают различные обобщения информации, уже имеющейся в историях болезни: журналы и списки, сводки и отчёты, подсчёты затрат и данные о помощи льготным категориям больных. Для врача атраты на них выглядят совершенно непроизводительными, хотя учреждению всё это, конечно, нужно. Такие документы система формирует сама. Тот, кому они нужны, получает их помимо врача. Последний имеет к этому лишь то отношение, что именно он вводит информацю в истории болезни.

4. Далее, время врача тратится на участие в необходимых регулярных организационных меропритях: утренний рапорт у заведущего отделением в стационаре и недельный - в поликлинике, клинический разбор, клинический обход. Здесь сушественная экономия времени достигается специальными средствами информационного обеспечения. На рапорте это оперативная сводка со всеми проблемами всех врачей, на обходе - заранее напечатанная ключевая информация о каждом больном, на разборе - сама история болезни и средства регистрации принятых решений. В результате, длительность этих мероприятий сокращается, а эффективность возрастает.

5. Наконец, сегодняшняя практика допускает появление в лечебном учреждении внешних контролёров (из департамента здраохранения или страховой организации) с правом вникать в текущую работу врача и давать ей оценку. Право это обычно не подереплено медицинской компетентностью и не уравновешено ответственностью за последствия, тем досаднее тратить на общение с такими контролёрами время врачей. Система позволяет руководителю учреждения организовать дело так, чтобы внешние контролёры пользовались для своих целей тем же инстументарием, что и заведующие отделениями, не отвлекая врачей от их работы с пациентами. Это, кстати, способствует сближению взглядов контролёров и руководителей учреждения на то, что считать ошибками и дефектами и как их исправлять

В целом, при использовании всего арсенала системы экономия времени оказывается весьма внушительной. Часть сэкономленного ресурса тратится на обеспечение полноты информации (здесь ничего нельзя забыть). Другая - на более полное непосредственное общение с пациентами.

См. Справочники, Шаблоны, Быстрый ввод и вывод данных, Интеллектуальная поддержка врача, Ежедневная сводка отделения, Ежедневная сводка больницы, Клинический обход, Клинический разбор.