СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ. Принятие оперативных решений руководителями преимущественно или исключительно на основе информации из баз данных и с использованием специальных функций управления, встроенных в МИС.

Неполнота, недостоверность и несвоевременность информации - главная проблема врача и руководителя в обычных условиях. Врач располагает лишь тем, что помнит, руководитель - только тем, что доложили подчиненные, на что пожаловались отдельные пациенты и что заметил он сам. Не то в автоматизированной системе. Здесь врач в ходе работы получает интеллектуальную поддержку АРМа, позволяющую предупреждать ошибки, связанные с забывчивостью, небрежностью, неточностью и, в некоторой степени, с незнанием. Руководители же вовремя обеспечены полной и ничем не искаженной информацией из баз данных: и первичными сведениями (сами истории болезни), и результатами их обработки, нацеленной на выявление и решение проблем (оперативные сводки и тематические списки, показывающие, как проблемы возникают, нарастают и убывают в связи с действиями врачей и решениями руководителей).

Это означает возможность иного стиля управления, когда единственная забота врача - пациент и история болезни, когда ни врач, ни заведующий отделением не докладывают и не отчитываются - каждый руководитель уже осведомлен и ему могут понадобиться лишь некоторые пояснения и советы. Поэтому недостатки и промахи не обсуждаются публично - у них есть точные адреса, на них предметно реагируют конкретные руководители. Для такой реакции руководителю предоставлен обширный набор функций управления, целенаправленного влияния на действия врачей. Это рекомендации и замечания в историях болезни, настройка автоматических режимов контрольного обследования больных, создание лечебных и диагностических комплексов для наиболее частых первоначальных врачебных назначений, автоматизация отбора на экспертизу с возможностью менять критерии отбора, анализ работы врачей поликлиники с возможностью ранжировать разделы работы по их актуальности для управления и проч.

В таких условиях повторяющиеся дефекты означают неэффективность управления - информированный руководитель разделяет ответственность за них с подчиненными. При констатации неэффективности управления контроль передаётся следующему уровню (принцип передачи управления вверх). Оценки деятельности и деятелей основываются не на мнениях, а на анализе информации из баз данных о действиях и результатах. Главной целью анализа становится выявление систематических нарушений технологии автоматизированного лечебно-диагностического процесса, их "авторов" и их организационных причин. Именно такие дефекты в наибольшей степени сопряжены с неблагоприятным воздействием на конечные результаты медицинской помощи и именно они надёжнее всего предупреждаются средствами управления.

Остаётся только пользоваться этими возможностями, перейти от волевого руководства к руководству на основе информации, к новому стилю управления. Соблюдение технологии автоматизированной системы, полное использование её возможностей руководителями становится главным организационным условием качества медицинской помощи.

См. Активность врача, Активность руководителя, Взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса, Экспертиза качества медицинской помощи, Интеллектуальная поддержка врача, Оперативное управление лечебно-диагностическим процессом.

Hosted by uCoz