ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ЕИПЗ). Гипотетическое объединение информационной деятельности лечебно-профилактических учреждений и органов здравоохранения региона или страны на основе компьютерных технологий.

Это пока что только идея, лозунг. Сформулирован он крайне неудачно. Ассоциация с "Единым экономическим пространством" государств не работает: там - границы, по разные стороны которых свои законы, правила и валюта. В медицине России ничего такого не наблюдается, правила в сфере Минздрава одни, в самой медицине - тем более (всё же на науке и опыте основана, а не на приказах чиновников). Поэтому "информационное пространство" в здравоохранении всегда было единым. Приходится домысливать, что речь идёт об усовершенствовании давно существующего информационного обмена, и догадываться, что для этого применяются компьютеры. Скверно, когда словами пытаются выразить не то. что эти слова сами по себе означают. Но домыслим и догадаемся, И посмотрим теперь, к чему всё это.

Можно увидеть здесь две цели. Одна - обеспечить врачу всю медицинскую информацию о прошлом пациента, где бы она ни хранилась. Для этого предполагается ввести единую в стране электронную медицинскую карту (пока, правда, не ясно, что это будет за карта). Вторая цель - обеспечить необходимой информацией органы здравоохранения и финансирующие учреждения. О ней, впрочем, либо умалчивают, либо её достижение связывают тоже с ЭМК. Последнее сомнительно уже потому, что предыдущая цель предполагает использование персональных данных о пациенте, а эта - обезличенных. Но достичь желаемого можно, если использовать не ЭМК, а специальную форму, куда любая МИС в любом ЛПУ будет перекачивать обезличенные данные из историй болезни - все, какие нужны органам здравоохранения и финансирования, дабы они сами составляли из них любые свои отчёты, реестры и проч.

Предположим, что всё сделано. Что же получилось? Получилась система, в которую любая информация о пациенте (гражданине страны) вводится только один раз, а потом используется всеми, кто имеет на это право, без посредников. С точки зрения системщика, принципиальной новизны тут нет: всякая МИС должна строиться на этом принципе. Мы просто экстраполировали его с ЛПУ на всё здравоохранение страны. Зачем же из-за этого вводить якобы новое понятие и новый термин?

Другое дело, что упомянутая экстраполяция открывает для всех уровней здравоохранения возможность действенного (в том числе сравнительного) анализа работы лечебных учреждений, медицинских служб и самих органов здравоохранения (точно так, как МИС в лечебном учреждении создаёт условия для оперативного и ретроспективного анализа работы каждого врача и руководителей учреждения). Но для этого всю систему снизу доверху (именно снизу доверху, а не наоборот) должны пронизывать единые принципы анализа, а "Единое пространство здравоохранения" пониматься как совокупность взаимодействующих "единых пространств" регионов, городов, районов, специализированных медицинских служб. Тогда вместо аморфной неопределённости возникнет структурированная картина, тогда представления о здравоохранение в эпоху автоматизации существенно обогатятся. Пока же мы наблюдаем только конъюнктурные устремления: рапорты властям о создании "единых пространств" регионов.

См. Электронная медицинская карта.

Hosted by uCoz