Лечебно-диагностический процесс

С

Т

А

Ц

И

О

Н

А

Р

ВВЕДЕНИЕ

К ДРУГИМ РАЗДЕЛАМ:
Глава 1. Интеллектуальная поддержка врача
Глава 2. Советы заведующему отделением

Глава 3. Особенности приёмного покоя
Глава 4. Как управлять стационаром
Заключение
ПОЛИКЛИНИКА

Под лечебно-диагностическим процессом здесь имеется в виду повседневный процесс принятия решений: – о действиях в отношении пациента, заведующим отделением – о коррекции работы врача, главным врачом – об управляющих воздействиях на все службы больницы. Эти решения имеют общую цель, но это не значит, что на практике они не могут противоречить друг другу. И цели толкует каждый по-своему, и пути к ним видятся по-разному. Лечебно-диагностический процесс противоречив. По форме он - иерархическая система: ординатор подчинен заведующему отделением, заведующий – главному врачу, главный – горздравотделу.

На деле же подавляющее большинство конкретных решений врач принимает независимо и по своей сути эти решения – назначения! – обязательны для тех, кто формально ему не подчинен: для аптеки и лаборатории, для рентген-кабинета и консультантов. При этом главный врач обязан обеспечивать выполнение назначений врача.Задача лечащего врача – оказать пациенту медицинскую помощь на уровне современных знаний, а на деле ее качество почти полностью зависит от индивидуального знания и личных достоинств. Важнейшая забота главного врача – рационально расходовать ресурсы учреждения, но у него нет эффективных способов воздействия на врачей, а те склонны поступать отнюдь не рационально (делать избыточные анализы, предписывать побольше лекарств, следовать очередной моде, подстраховываться от упрека в неполноте назначений).

Коренная причина этих противоречий – само развитие медицины. Оно привело к такому росту знаний и обилию информации в каждом частном разделе клиники и организации, что полноценно и единообразно использовать эти знания не может никто. Лечащему врачу и его руководителям нужна интеллектуальная поддержка. И не просто книги, настольные руководства, которые всегда бытовали у медиков, а современные средства обработки информации, способы алгоритмизации и автоматизации принятия повседневных решений. Компьютер на столе у врача должен не просто регистрировать факты и составлять отчеты, но и подсказывать выводы, напоминать о возможных опасностях, страховать от части ошибок, используя при этом не только современные знания, но и опыт данного учреждения. То же необходимо и каждому из руководителей лечебно-диагностического процесса от заведующего отделением до заведующего городским отделом здравоохранения. Разрабатывая автоматизированные системы для поликлиники и стационара, мы преследовали именно эти цели.

К настоящему времени автоматизированная система управления лечебно-диагностическим процессом в стационаре представлена совокупностью трех программных комплексов: "Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача стационара", "АРМ главного врача" и "АРМ врача приёмного покоя".

Понятно, что в такой системе каждый активный участник лечебно-диагностического процесса должен хорошо владеть теми средствами, которые предназначены именно для него. Кроме того, при работе в целостной системе не менее важно знать, как функционируют и какие возможности заключают в себе и все прочие компоненты. Оказалось, что мало сделать систему и заменить ею традиционное управление – рациональному поведению в условиях интеллектуальной поддержки надо учиться и учить. Этой последней задаче и посвящена предлагаемая работа. Речь пойдет о том, как наилучшим образом использовать происшедшие изменения, как эффективно управлять реорганизованным и автоматизированным лечебно-диагностическим процессом. Конечно, прежде всего, книга рассчитана на врачей, заведующих отделениями и главных врачей тех учреждений, где такая автоматизация и реорганизация на основе алгоритмов принятия решений уже осуществлена. Но она может оказаться интересной и многим, кто работает в иных условиях: автоматизация в медицине – веление времени, и нет сомнений, что в недалеком будущем с нею придется иметь дело каждому медику.

Hosted by uCoz