МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Средства автоматизации (компьютерные технологии), применяемые в медицине.

Термин неудачен: в нём нет указания на автоматизацию, хотя именно она имеется в виду. Это создаёт ложное представление, будто до нынешних времён врачи и организаторы здравоохранения обходились без информационных технологий. На деле, достаточно строгими способами работы с информацией медицина насыщена ничуть не меньше, чем любая другая область человеческой деятельности, основанная на науке и законах. Только поэтому здесь и возможно применение компьютеров.

Систематизированно представить всё многообразие компьютерных медицинских технологий можно следующим образом.

1) Компьютерные технологии в медицинских аппаратах и приборах.

2) Электронные медицинские справочники.

3) Компьютерные технологии для общения медиков на расстоянии (телемедицина).

4) Программы учёта и анализа ресурсов медицинского учреждения.

5) Программы статистической обработки медицинских документов.

6) Программы для частных медико-организационных задач (массовый профилактический осмотр населения, выдача льготных рецептов, формирование реестров для ТФОМС и т.п.).

7) Системы автоматизации лечебно-диагностического процесса на основе электронной истории болезни (медицинские информационные системы).

Термин "Медицинские информационные технологии" не синоним "Медицинских информационных систем" уже потому, что он охватывает широкий круг объектов, большая часть которых системами в точном смысле слова не является. По сути, к системам можно отнести только то, что обозначено в последнем из приведенных пунктов. По словарю Ожегова и Шведовой, система - "это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей". Очевидно, что технологии, охваченные первыми шестью пунктами либо не являются некоей целостностью (телемедицина), либо не характеризуются взаимосвязями (обратными связями).

Несистемность технологий, предназначенных только для отдельных медико-организационных задач, может приводить к отрицательным побочным последствиям: автоматизация обработки данных в ТФОМС или МИАЦ вынуждает медиков стационара вручную делать многочисленные подсчёты для реестров и "мониторингов", а врачей поликлиники - составлять дополнительные документы на каждую встречу с пациентом. Результаты массовых профосмотров, отвлекающих на себя немалые ресурсы, остаются недоступными для участковых врачей и узких специалистов поликлиники. Запись к врачу через Интернет никак не решает проблему очередей, но создаёт неравные условия для пациентов. Не только СМИ, но и специальная литература, конференции и выставки придают решению второстепенных задач вроде "Электронной регистратуры" и "Телемедицины" преувеличенное значение, а это заслоняет собою нерешённость главных информационных проблем здравоохранения.

Что касается лечебно-диагностического процесса, то его целостность и его внутренние взаимосвязи налицо. Его автоматизация означает создание медицинской системы по определению. Причём такая система обычно включает в себя (или способна включить) и статистическую обработку историй болезни, и использование электронных медицинских и других справочников, и решение специфических частных задач (профосмтр, регистратура, льготные рецепты, реестры), и учёт расходуемых медицинских ресурсов.

См. Лечебно-диагностический процесс, Автоматизированный лечебно-диагностический процесс, Медицинские информационные системы.

Hosted by uCoz