В справочник

ПРЕДМЕТНЫЙ СПРАВОЧНИК
Консультации руководителей

Врач может запросить консультацию руководителя так же, как любые другие консультации: через историю болезни. Это не совпадает с традиционной практикой, когда тесное общение врача с заведующим отделением делает естественным и простым обращение с устной просьбой. Однако в МИС следует использовать приглашение по её правилам: с этим связаны существенные и обоюдополезные эффекты.

Во-первых, руководитель (а это не только заведующий, но и начмед, главный врач, работники клинической кафедры, базирующейся на отделении) получит утром все приглашения на консультацию и может соответственно спланировать своё время, благо знает и врачей, и больных, и предполагает, какое время надо будет уделить каждому.

Во-вторых, в системе понятий МИС "консультация руководителя" - это проявление активности врача, именно в этом качестве она используется системой для анализа взаимодействия участников лечебно-диагностического процесса. Её не надо путать с "Рекомендацией врачу", которая может быть как следствием приглашения на консультацию, так и без приглашения - на обходе, при клиническом разборе, при спорадическом контроле.

Это, кстати, означает, что возникающее у иного руководителя желание, чтобы в качестве консультаций в истории отмечалось любое его слово, не имеет смысла. Роль руководителя отражается в истории болезни не консультациями, которые запросил врач, а рекомендациями, коррекцией действий врача. И не важно, сделана коррекция в результате приглашения или при других обстоятельствах.

Консультация руководителя может закончиться коррекцией действий врача, которые заносятся в "Рекомендации", серьёзным упрёком за нарушение правил, который заносится в "Замечания врачу", и полным одобрением врача, которое никуда не заносится. Соблюдение этих правил позволяет использовать накапливаемую статистику следующим образом.

За норму можно принять такую ситуацию, когда часть консультаций заканчивается одобрением, а часть - рекомендациями. Если врач часто приглашает руководителя и получает каждый раз только одобрение, то он хороший врач, но перестраховщик. Наконец, врач, не прибегающий к консультациям руководителя, а при обходах и проверках получающий множество рекомендаций, - это человек неоправданно самонадеянный. Так статистика может содействовать индивидуальному подходу руководителя к отдельным врачам.

В заключение одна оговорка. В срочных обстоятельствах правило приглашать руководителя через историю болезни можно соблюсти только формально: получить совет или одобрение хоть "на ходу", но затем факт запроса консультации и её получения непременно отметить в истории болезни.