К оглавлению

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
15. Многоканальное управление лечебно-диагностическим процессом

Сегодня обычная история болезни - плохо структурированный и трудный для чтения документ. Он не позволяет руководителю быстро знакомиться с работой лечащего врача и состоянием больного Заведующему отделением приходится удовлетворяться устными докладами врачей, то есть заведомо неполными и уже интерпретированными данными, в лучшем случае дополняя их беглым просмотром лабораторных анализов и листов назначений. Главному врачу малодоступно и это – он полагается на сообщения заведующих. Таким образом, информированность руководителей в высокой степени зависит от сообщений подчинённых. Эти сообщения с их неизбежным субъективизмом - основной, если не единственный, канал повседневной передачи информации снизу вверх.

МИС-Т позволяет объективизировать информационное обеспечение руководителей. Для этого она предоставляет им четыре новых канала информации

1) В детально структурированной электронной истории болезни сведения, важные для руководителя, выделяются так, чтобы они бросались в глаза. Это не только диагнозы с датами установления и лечение с датами начала и завершения. Это ещё и осложнения, тяжесть состояния, риски, планы, сроки контроля, их нарушение, затруднения с обследованием, консультациями, медикаментами. Руководитель, взглянув на такую историю болезни, информирован о проблемах сразу. История болезни становится для него каналом первичной информации, полной, неискажённой и своевременной. Быстро вникать в детали ведения больного – значит существенно повысить эффективность и экономичность таких способов управления, как клинический разбор, обход, экспертная оценка случая

2) Не менее важно сделать эффективным слежение за всем ходом лечебно-диагностического процесса. Для этого служат ежедневные и еженедельные сводки. Они ориентируют руководителя в сегодняшних событиях: извещают о состоянии и движении дел, о появлении, нарастании и разрешении текущих проблем, о болевых точках. Это делает их основным каналом информации для повседневных оперативных решений.

3) В дополнение к сводкам руководитель располагает обширным набором тематических списков. С их помощью он может уточнить своё представление о проблемах, относящихся к состоянию больных, работе врачей и использованию ресурсов, проверить предположения, возникающие при чтении сводки. Эти инструменты обработки электронных историй болезни образуют третий канал информации для руководителя.

4) Наконец, массив электронных историй болезни ежемесячно обрабатываются для оценки работы лечебного учреждения в динамике, сравнительной оценки работы врачей, оценки эффективности управления. Это четвёртый канал информации для управления.

Все четыре канала используют один и тот же источник – электронную историю болезни. Доставляемая ими информация непротиворечива, они дополняют друг друга, позволяя представить лечебно-диагностический процесс то с различной степенью обобщения, то с предельной детализацией в зависимости от возникающих перед руководителем задач и целей. В таких условиях на любом совещании руководитель оказывается самым информированным участником, ему не нужны доклады о положении дел, предметом обсуждения сразу становятся необходимые решения. Вот тут оказывается целесообразным и старый информационный канал, только смысл его теперь меняется.

Заведующий отделением, беседуя с лечащим врачом о пациенте, всё о котором знают оба, сопоставляет мнение врача со своим собственным и кое-что узнаёт о враче и о самом себе. Главный врач, выслушивая предложения заведующих отделениями, уточняет свои представления и о предмете обсуждения, и о собеседниках. Взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса поднимается на более высокий уровень.