К оглавлению

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
10. Нужно ли разработчику МИС медицинское образование

Дело не в медицинском образовании, дело в осознании лечебно-диагностического процесса как системы целевого управления с обратными связями. Медицинское образование такого осознания не даёт. Ко мне оно пришло в результате длительного опыта и однажды возникшего острого потрясения, сделавшего меня разработчиком поневоле.

В одном старом фильме о врачах профессор на обходе, подержав больного за запястье, изрёк "Поддерживайте сердце" и зашагал дальше. Таково представление иных киношников (чиновники тоже недалеко ушли) о медицине.

Для эффективного управления информация, циркулирующая в прямых и обратных связях, должна обладать такой степенью точности, которая позволяет понимать, что именно и как надо сделать, а потом - проверить, то ли сделано и что из этого вышло.

Все назначения врача, значительная часть его констатаций, все рекомендации и замечания врачу, все сигналы тревоги в историях болезни и в сводках, вся информация о дефектах в историях болезни, все контрастные сопоставления врачей в списках, все рекомендации о контроле по результатам сравнительного анализа работы врачей, - всё это управляющие воздействия. Они конкретны настолько, насколько это необходимо для адекватной реакции на них Они имеют своих адресатов и точно расположены на временной оси.

Мы, разработчики МИС, типизируем эти воздействия с помощью справочников, указывающих суть констатации или распоряжения, но к сути надо добавить конкретные детали, диктуемые обстоятельствами, индивидуальностью случая. Для этого в необходимых случаях служит строка комментариев, а ещё и обязательные поля для даты и фамилии того, кто информацию вводит. Эта обязательность фиксирует ответственность последнего.

Наш предмет - не бесстрастная и безадресная регистрация сведений с последующим оказанием разных информационных услуг. Наш предмет – автоматизация реальной, независимо от нас и до нас существующей целеустремлённой системы управления с обратными связями. Она есть без нас, мы выметаем из неё лишнее, всячески высвобождая её природное устройство. В результате, мы не услуги оказываем, а целеустремлённо управляем лечебно-диагностическим процессом на всех трёх уровнях от врача до главного врача, управляем на основе информации. Только в этом аспекте нам важно понимать действия участников ЛДП.

Прелесть в том, что сама разработка системы толкает нас к этому, к системным представлениям. У тех, кто получил медицинское образование, именно системных представлений об ЛДП нет, тогда как математику, инженеру, разработчику информационных систем они свойственны по определению. Поэтому разработчику МИС надо самому разглядеть в суматошной и противоречивой реальной жизни лечебного учреждения идеальную систему управления, целеустремлённую кибернетическую систему.

Достаточно взять это за основу своего отношения к предмету, и вся организация медицинской практики предстанет в видё строгой и стройной конструкции, готовой к автоматизации.