К оглавлению

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1. Использование прогноза в организации лечебно-диагностического процесса

Общепринятая формула работы врача «Диагноз – лечение» - это плоское отображение действительности. Для её объёмного представления не хватает третьего компонента. Это прогноз, представление о том, чего именно надо добиться и в какой срок. Ни того, ни другого врач не знает сразу, полностью, от начала до завершения. В уме он всегда ставит себе ближайшую задачу и отводит время на её решение, после которого станет ясно, как поступать дальше: какую новую веху поставить и когда следует до неё добраться. Это отражается в его словах больному или его близким: «сделаем то-то, это займёт столько-то, тогда будет ясно дальнейшее».

В традиционной практике такой естественный образ действий не выражен в виде правила, он подразумевается по здравому смыслу. В АСУ ЛДП ему соответствует специальная функция электронной истории болезни. В системе «Стационар» это «Контрольный срок». в «Поликлинике» - «Приём и посещение на дому». В обоих случаях дата оценки этапных итогов (в поликлинике - дата очередного приёма) должна быть указана. При фактическом подведении тоже надо указать дату и тут же назначить день следующей этапной оценки. Этот простой приём влечёт за собою важные следствия.

Прежде всего, он постоянно напоминает о вероятностном характере лечебно-диагностического процесса. До его успешного завершения ни установленный диагноз, ни выбранное лечение не являются окончательными решениями, всегда остаётся некоторая доля сомнений в их верности. Эти сомнения действенны, они выражаются в применении специальных способов наблюдения, накапливающих информацию для подтверждения или опровержения прогноза. Указание на ближайшую возможную дату оценки этой информации придаёт процессу строгую определённость и в случае ошибочного пути не позволяет зайти по нему слишком далеко.

Электронная история болезни не даёт врачу забыть о намеченном сроке, она напоминает (сама и через регулярные сводки) о его наступлении или о том, что он уже пропущен.

Явное разделение работы с пациентом на этапы отображает её как чередование принятия этапных решений и последующих периодов наблюдения за ходом событий. Это позволяет руководителям (заведующему отделением, главному врачу, начмеду) оптимизировать своё взаимодействие с лечащим врачом.

Во-первых, напоминание о наступившем сроке этапной оценки указывает на наиболее благоприятный момент, когда можно вникнуть в ситуацию с больным, проверить действия врача и помочь ему. Во-вторых, появляется дополнительная возможность уточнения сегодняшней нагрузки лечащего врача. Дело в том, что самая ответственная интеллектуальная работа врача – это именно принятие этапных решений. Чем больше сегодня больных, у которых наступило время этапной оценки, тем напряжённее работа в отделении или у отдельного врача, тем больше с этой напряжённостью надо считаться..

Автоматическое сопоставление намеченных дат с фактическими выявляет опережения и опоздания с оценкой. Они интересны для управления. Опоздание – это всегда недостаток в работе врача или в организации этой работы, опережение, как правило, свидетельствует о появлении неожиданностей, чаще всего неприятных, вынуждающих менять тактику. То и другое можно уточнять с помощью разнообразных других сведений в электронной истории болезни.

Диагностическое предположение и выбор лечения врач осуществляет на основе медицинских знаний, сомнения диктуются личным врачебным опытом. Знания и опыт врача отражаются в том, как он делит ведение больного на этапы, как часто он уточняет или полностью меняет свои решения, как далеко может пройти по неверному пути. Статистическая обработка таких сведений, имеющихся в массиве электронных историй болезни, сравнение врачей по этим параметрам позволяют точнее выявлять их сильные и слабые стороны в лечебно-диагностическом процессе.