МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (МИС). Автоматизированные системы управления лечебно-диагностическим процессом на основе электронной истории болезни. Термин неудачен: в нём нет ни указания на компьютеры, ни намёка на управление (в кибернетическом смысле этого слова, а не в смысле администрирования). Он создаёт впечатление, будто информационных систем в медицине в докомпьютерные времена не было. Между тем, деятельность и отдельного лечащего врача, и, тем более, лечебного учреждения в целом - это именно системы управления на основе информации, давно и хорошо отлаженные. Они оказались неэффективными лишь с того момента, когда старые технические средства работы с информацией перестали справляться с разросшимися структурами, связями и объёмами данных. Тогда и понадобились компьютеры. Это важно знать, чтобы за основу МИС брать отшлифованную поколениями врачей систему работы, чтобы автоматизировать именно её, её принципы и правила, а не создавать с нуля нечто совсем новое. Но термин "МИС" прижился, приходится с этим считаться. Мало того - он стал применяться неоправданно широко, конкурируя с "медицинскими информационными технологиями". А вот этому надо воспрепятствовать. Из всех компьютерных технологий, применяемых в медицине, понятию "система" вполне удовлетворяют только те, которые основаны на электронной истории болезни. В той или иной мере это всегда технологии развивающегося во времени целенаправленного процесса. Его участники в разных сочетаниях выступают то как лица, принимающие решения, то в качестве объектов управления. Они объединены прямыми и обратными связями. В самом процессе чётко выделяются аналитические блоки, обеспечивающие принятие решений (на основе медицинской науки и правил организации здравоохранения) и слежение за их результатами. Всё перечисленное - признаки системы. Несмотря на такое ограничивающее определение, МИС - обширная группа различных программных продуктов, которые в интересах пользователя надо классифицировать по их назначению. Это можно сделать, опираясь на следующие четыре характеристики: 1) степень автоматизации работы лиц, принимающих решения о ведении пациента и распределении ресурсов, 2) автоматизация вспомогательных медицинских служб лечебного учреждения, 3) автоматизация немедицинских служб лечебного учреждения, 4) тип лечебного учреждения, для которого предназначена система (поликлиника, стационар, станция скорой медицинской помощи, больнично-поликлиническое объединение). Систему, которая охватывает автоматизацией взаимодействие всех трёх главных действующих лиц (врача, заведующего отделением и главного врача), можно назвать полной системой. Соответственно, изолированные АРМы для врача или для отделения будут неполными МИС. Неполные системы решают частные задачи отдельных лиц, принимающих решения. Они улучшают условия труда данного работника, но не способны существенно повысить эффективность медицинской помощи. Полные системы, обеспечивая взаимодействие главных действующих лиц, достигают этой цели. Кроме того, они, в отличие от неполных, могут включать в себя автоматизацию вспомогательных подразделений - лабораторий, лечебных и диагностических кабинетов. Тогда это будут сложные системы, в отличие от простых полных систем (без автоматизации так называемой "параклиники"). Сложные системы улучшают условия труда как лечащих врачей, так и работников вспомогательных подразделений. В них автоматизацией охвачена вся медицинская информация - не только электронная история болезни и её производные, но также журналы диагностических подразделений и специальных лечебных кабинетов, их отчётность, анализ их деятельности. Они отличаются большей степенью автоматизации документооборота, делают его более точным и быстрым. Те системы, которые в одном конгломерате охватывают и медицинскую, и административно-хозяйственную деятельность, обозначим как комплексные (КМИС). Комплексные системы, сохраняя всю самостоятельность лечебно-диагностического процесса, обеспечивают автоматический обмен данными между ним и административно-хозяйственными службами. Наконец, система может быть унитарной, для одного типа ЛПУ, или объединённой, для больнично-поликлинического объединения. Понятно, что в последнем случае предполагается автоматизация обмена данными между компонентами. Однако и в унитарной системе целесообразно предусматривать развитие, при котором встанет проблема передачи информации из стационара в поликлинику и наоборот. Каждая МИС - система управления. Даже тогда, когда разработчик не ставил себе такой задачи. Это обусловлено содержанием и назначением циркулирующей информации: она призывает к действию. Она прямо или опосредованно не просто влияет - она определяет действия участников лечебно-диагностического процесса. Именно это - управление в кибернетическом смысле слова, а отнюдь не администрирование - имеется в виду, когда речь идёт об информационной технологии. Информация управляет врачом непосредственно. Далее, она управляет заведующим отделением, а через него - врачами. Наконец, она управляет главным врачом, а через него - лечащими врачами и всей больницей. Действия лиц, принимающих решения, порождают новую информацию, оказывающую на них новое воздействие по принципу обратной связи. Понятия, которыми можно было бы описывать этот процесс в лечебном учреждении, надо определить и дать им названия. См. Автоматизированный лечебно-диагностический процесс, Медицинские информационные технологии, Оперативное управление лечебно-диагностическим процессом.
|