ЧАСТНЫЕ АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ВРАЧА - диалоговые процедуры логического вывода, предлагающие врачу пошаговые оптимальные решения при оказании медицинской помощи в конкретных обстоятельствах. Идея частных алгоритмов и даже тотальной алгоритмизации врачебной деятельности основывается на нескольких допущениях. 1) Опытные эксперты, обнаруживая ошибки врача, всегда указывают, как он должен был поступить при тех данных, которыми располагал. Значит, объективно правильное поведение всегда известно заранее. Остаётся найти способ подсказать его врачу в нужный момент, дать ему приемлемое в реальной практике дерево решений (буквально "на все случаи жизни"). 2) Как ни разнообразны пациенты и клинические ситуации, решения врача всегда сводятся к конечному числу диагностических предположений, способов обследования и методов лечения. Поэтому вся последовательность оптимальных щагов может быть строго изложена. Каким бы огромным ни было число этих шагов, его можно отразить и на бумаге, и в компьютерных программах. 3) Алгоритмы действий врача, реализуя в чистом виде врачебную логику, должны избавить медицинскую практику от логических ошибок и от ошибок, связанных со свойствами памяти, соответственно улучшая конечные результаты медицинской помощи. Мне посчастливилось проверить эти допущения на практике и получить выразительные результаты. Желающие пройти этим путём и продвинуться дальше могут воспользоваться моим опытом. Он изложен в двух монографиях и в 14 выпусках рвссылки "Зачем и как автоматизировать лечебно-диагностический процесс" (№№ 57-70), а сами алгоритмы доступны для скачивания на моём сайте. Эти алгоритмы создавались с участием великолепных клиницистов в семидесятые - девяностые годы прошлого века для многих специальностей. Они использовались стационарами, поликлиниками и станциями скорой помощи. Ныне их содержание во многом устарело. Но остаётся метод, позволяющий изложить должную деятельность врача так, чтобы этим изложением можно было руководствоваться в ходе работы с пациентом, чтобы его можно было изменять и развивать по мере развития медицины, чтобы это дерево решений можно было автоматизировать. Успех на этом пути обеспечивается рядом методических приёмов. Ключевой из них - выделение понятия элементарной клинической ситуации: момента, когда накопленная информации о пациенте позволяет сформулировать очередную задачу, поставить очередной вопрос и сформулировать все возможные ответы на него. Вместе с вопросом эти ответы (в том числе и "неизвестно" или "выбор затруднён") предлагаются врачу для выбора. Выбор влечёт за собой вариант лечебных и диагностических действий на ближайший срок. Их результатом на протяжении заданного срока будет новая элементарная клиническая ситуация. Клинические ситуации переходят друг в друга, их совокупность - это и есть вся медицинская практика. Эта совокупность делится на специальности, а каждая специальность - на классы клинических ситуаций. Ситуация имеет свой номер или код, так что весь лечебно-диагностический процесс описывается последовательностями кодов клинических ситуаций. Такое описание всегда готово к уточнениям и развитию.
|