П О Л И К Л И Н И К А |
Глава первая ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВРАЧА |
Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача поликлиники предназначено не только для ведения историй болезни, их хранения и составления отчетов. Его особенное и важнейшее назначение – оказывать постоянную и разностороннюю помощь врачу в его рассуждениях и решениях, напоминать и подсказывать, страховать от ряда ошибок , предоставлять информацию для размышления, а временами включаться в диалог с врачом или даже принимать решения независимо от него (но на основе введенных им сведений). АРМ ведёт себя, как внимательный, строгий, компетентный и ничего не забывающий помощник. Чтобы |
|||
К ДРУГИМ РАЗДЕЛАМ Глава 2. Советы заведующему отделением |
пользоваться его услугами в полной мере, достаточно соблюдать несколько несложных правил, а самое главное – знать, что это дает. Перечислим эти правила с тем, чтобы потом подробно изложить, почему именно стоит их соблюдать:
1) вводите в компьютерную историю болезни всю информацию,
2) не игнорируйте напоминания, выделенные красным цветом,
3) не уклоняйтесь от предлагаемых диалоговых процедур,
4) пользуйтесь “Дополнительными процедурами”,
5) руководствуйтесь “Планом работы на неделю” и “Планом посещений на дому”,
6) используйте “Списки” для целенаправленного улучшения медицинской помощи жителям Вашего участка,
7) применяйте рациональные приемы при работе с АРМом.
Эпитет “компьютерная” использован здесь вынужденно, только ввиду новизны проблемы. История болезни при автоматизации не может быть никакой иной, содержание термина изменилось. Если врач будет по-прежнему понимать под историей свои привычные записи, а кое-что “для начальства” вводить в компьютер, то автоматизация станет не подспорьем, а обузой. История болезни это то, что записано на магнитном устройстве компьютера. На нем она |
обрабатывается автоматически, с него переносится на другие компьютеры и с него печатается на бумагу. Этот ее бумажный аналог должен иметь только одно существенное отличие – собственноручные подписи врача.
История болезни содержит сведения о состоянии пациента, о Вашей работе с ним, Ваших результатах и проблемах. Всё это потребуется и Вам самим на следующем шаге работы с пациентом, и Вашим консультантам, и Вашим руководителям и контролёрам. Всё это будет своевременно и уже без Вашего участия использовано для заявок и запросов, для списков и отчетов, которыми Вам не надо заниматься. Еще важнее, что эта информация регулярно поступает в оборот, циркулирует в учреждении и используется множеством участников лечебно-диагностического процесса в самых разных целях, в том числе и для оценки Вашей работы. Наконец, введенные Вами сведения подвергаются анализу и внутри самой истории болезни
: сопоставляются, проверяются на логичность и полноту, на соответствие вложенным в программу многочисленным правилам. В результате автоматически выявляются недостатки, делаются некоторые диагностические и прогностические выводы, программа задаёт Вам дополнительные вопросы и даёт рекомендации. Так происходит, если Вы вводите информацию. Пусть она будет не окончательной, неточной, сомнительной, избыточной – это обнаружится и будет исправлено, дополнено, уточнено. Но если Вы ее не вводите, помощнику не с чем работать, программа выхолащивается.В рамках общего требования полноты стоит рассмотреть важнейшие конкретные правила регистрации сведений в истории болезни. Вот они
:1) не записывайте в текстовые части истории те данные, для которых есть формализованные разделы,
2) не пренебрегайте социально-бытовой характеристикой пациента,
3) вводите результаты антропометрических измерений и лабораторных анализов,
4) определяйте задачи диспансерного наблюдения,
5) регистрируйте факторы риска,
7) не умалчивайте о Ваших проблемах.
1.1.1. Не записывайте в текстовые части истории те данные, для которых есть формализованные разделы.
Выше было подчеркнуто, что история болезни с помощью средств автоматизации используется для самых разных целей организации и управления. Однако надо знать, что это относится, главным образом, к формализованным её частям, а не к текстовым разделам, которые Вы заполняете произвольно, таким, как описание анамнеза и статуса, дневники, протоколы операций. Поступают “в оборот” именно формализованные сведения. Если, например, Вы внесете все заподозренное у больного в разделы Если те же сведения вносить не в формализованные, а в текстовые разделы, они останутся там недосягаемыми для автоматической обработки. Отсюда не следует, что анамнез, статус и дневники вообще никак не используются, – у них есть свое специфическое назначение, но для эффективной работы надо усвоить, что в эти разделы полагается вносить только то, для чего нет разделов формализованных. Не надо здесь записывать ни паспортные данные пациента, ни диагнозы, ни результаты антропометрических измерений и лабораторных анализов, ни планы ведения пациента, ни лечебные мероприятия, - для всего этого есть свои специальные места.
Немаловажно и то, что формализация значительно экономит Ваше время. Чтобы запланировать консультацию, достаточно в списке консультантов одним нажатием клавиши “+” поставить сегодняшнюю дату. Так же отмечается, что консультация проведена и заключение консультанта получено. То же касается назначения и получения анализов, планирования и констатации явок пациента или Ваших посещений на дому, пометок о факторах риска, социально-бытовых особенностях и проч. Во всех этих случаях вместо того, чтобы писать целые предложения, достаточно нажатия трех-четырех клавиш, чтобы найти нужный 1.1.2. Не пренебрегайте социально-бытовой
характеристикой пациента.
Раздел Не менее существенно, что ряд социальных проблем пациента (низкий доход, неблагоустроенное жилье, отсутствие детей и др.) автоматически сопоставляется с данными о медицинском состоянии. Результатом такого сопоставления может быть программный вывод о повышенном риске некоторых заболеваний. Отметка о таком риске появится в истории, а фамилия пациента будет включаться в списки больных с повышенным риском.
Наконец, совокупные данные о социально-бытовых проблемах населения на врачебном участке учитываются при 1.1.3. Вводите результаты антропометрических измерений
и лабораторных анализов.
Конечно, сведения из лабораторий и кабинета доврачебного осмотра проще всего подколоть к распечатке истории болезни. Но тогда Вы лишитесь не только возможности тиражировать эти сведения с каждой новой распечаткой, а и ряда более важных услуг. Если результаты анализов и данные о росте, весе, артериальном давлении, частоте пульса, жизненной емкости легких и пневмотахометрии, а у детей еще и об окружности головы и груди вводить в специально предназначенном для этого месте (в разделе 1.1.4. Определяйте задачи диспансерного наблюдения.
Раздел Если эти задачи сформулированы, то пациент попадет в соответствующие сводки и списки, в “План на неделю”, с этими задачами можно сопоставлять Вашу тактику, автоматически корректировать Ваши намерения, обнаруживать несоответствие Ваших действий и задач. Руководствуясь таким анализом, Вам придут на помощь старшие коллеги.
1.1.5. Регистрируйте факторы риска В раздел В истории болезни ребенка сходным образом работают разделы 1.1.6. Не забывайте о женщине.
К сожалению, практика показывает, что в огромном большинстве случаев врачи не уделяют внимания гинекологическому статусу женщины (речь, разумеется, не о гинекологах) 1.1.7. Не умалчивайте о Ваших проблемах.
История болезни позволяет отразить те возникающие в ходе работы затруднения, преодоление которых – за пределами Ваших возможностей. Для этого предназначены пункты “Замечания смежному этапу”, “Замечания медицинской сестре”, “Организационные трудности” (задержки с консультациями и анализами, отсутствие медикаментов). Кроме того, в главном меню АРМа есть пункт “Хозяйственные проблемы” – здесь вводится информация, относящаяся не к конкретному пациенту, а к условиям работы во врачебном кабинете (тепло, свет, телефон, компьютер, обеспеченность медицинской сестрой и проч.). Если Вы будете выражать свою неудовлетворенность с помощью этого инструментария, то сэкономите на нервных затратах и выиграете в эффективности. Ваши сигналы будут поступать именно тем сотрудникам, которые должны Вам помочь, и поступать неуклонно, повторно, пока Вы сами их не погасите, а главное – не непосредственно от Вас, а через руководителя, от него. Между прочим, этим сотрудникам тоже удобнее получать Ваши заявки именно так, а не в виде раздраженных устных заявлений. По правилам работы в условиях автоматизации Вас нельзя упрекать за необоснованность претензий к той или иной службе – нельзя подавлять источник информации, даже если он порою не прав. Слишком важна эта информация руководителю для поддержания высокого уровня взаимодействия в учреждении.
Точно так же Вас нельзя упрекать в чрезмерности запросов на медикаменты, консультации и исследования, если это не доказано при обсуждении конкретной истории болезни. Если больной, действительно, нуждается в чем-либо, то эта потребность должна быть отражена в истории болезни даже тогда, когда ее невозможно удовлетворить. Заметьте, что при этом чётко разделяется ответственность за неиспользование показанных средств. Пока они не назначены и пока
. Не игнорируйте напоминания, выделенные красным цветом.
Уже при входе в АРМ во 2-й строке экрана на красной полосе Вам могут быть выданы полезные напоминания В том же первом кадре мигающая или ярко выделенная строчка “Хозяйственные проблемы” напоминает Вам о Ваших же При выходе из АРМа может появиться напоминание о необходимости В списке больных, который Вы открываете, чтобы выбрать историю болезни, некоторые фамилии могут быть выделены красным цветом. С этими пациентами Вы давно не виделись. Если так помечен однофамилец больного, вошедшего к Вам в кабинет, то часто это – его родственник. Воспользуйтесь напоминанием и возможностью передать приглашение этому родственнику.
Однако наиболее важные напоминания появляются в самой истории болезни. Это Руководствуйтесь этими сигналами, и Вы будете в срок выполнять собственные планы, соблюдать правила обследования пациентов и оформления документации, своевременно реагировать на рекомендации и замечания, сделанные руководителем.
“Сигналы тревоги” – эта Ваш способ делать первоочередные дела действительно в первую очередь.
.3. Не уклоняйтесь от предлагаемых диалоговых процедур.
В некоторые моменты история болезни вступает с Вами в диалог. От большинства таких диалогов можно уклониться, нажав клавишу ESC. Не делайте этого, если у Вас нет причин для чрезвычайной спешки, - эти диалоги преследуют важные цели. Так, один из них – это опрос на предмет При постановке каждого нового диагноза автоматически заполняется Одна из особенностей этих диалогов в том, что они предлагаются при завершении работы с историей болезни и только в том случае, если отмечена явка пациента, то есть, предполагается, что ему можно задать вопросы. Отсюда одно дополнительное правило Ряд диалогов предназначен для Диалоговые процедуры, предназначенные для определения риска частых заболеваний, имеющих особое социальное значение (ИБС, сахарный диабет, туберкулез, аденома предстательной железы), Вы можете вызвать и сами из раздела “Дополнительные процедуры”. При этом Вам будут заданы только те вопросы, на которые еще нет ответов в истории болезни. В то же время введенная Вами в ходе диалога новая информация (например, о вредных привычках, о бытовых условиях) запомнится на будущее.
.4. Пользуйтесь “Дополнительными процедурами”.
“Дополнительные процедуры” - термин не очевидный. Поэтому имеет смысл обратить внимание, на то, что за ним кроется. А кроется здесь, помимо уже упоминавшегося определения вероятности некоторых заболеваний, возможность еще нескольких полезных услуг.
Прежде всего, это различные В направлении на госпитализацию распечатывается корешок – “Причина отказа”. Он позволяет потом понять, в связи с чем пациента не приняли в стационар. Кроме того, при направлении в стационар история болезни запоминает его наименование (только в том случае, если направление распечатывается). Это пригодится и для чёткого разделения ответственности за судьбу больного между поликлиникой и больницей, и для общего анализа взаимоотношений поликлиники со стационарами.
Вы можете напечатать Подсчет всего сделанного Вами и оценка Раздел Раздел Наконец, здесь же можно Таким образом, “Дополнительные процедуры” обеспечивают Вам ряд удобств и способствуют повышению качества Вашей помощи пациенту. Заглядывайте в них время от времени, чтобы не забывать об этом.
.5. Руководствуйтесь “Планом работы на неделю”
и “Планом посещений на дому”.
Если история болезни напоминает Вам, что надо сделать для пациента, то Как и многие другие выходные формы АРМа, этот документ предназначен для троякой роли Списки По таким отметкам не только Вы сами, но и медицинская сестра, и зашедший к Вам заведующий отделением могут легко понять, как решаются на участке проблемы недели. Поскольку здесь же приводится сводка сделанного на прошлой неделе, можно дать сравнительную оценку понедельной нагрузки и интенсивности работы. К концу недели распечатка “Плана” со всеми пометками представляет собою достаточно наглядное свидетельство проведенной работы, удобное для беглого ознакомления.
“План посещений на дому”
.6. Используйте “Списки” для целенаправленного улучшения
медицинской помощи жителям Вашего участка.
Этот режим в главном меню АРМа предназначен для разных потребностей и участкового врача, и заведующего отделением, и главного врача, и медицинских страховых компаний. Одна и важнейших предложенных здесь услуг – формирование списков для специальных мер по профилактике и своевременной диагностике важнейших заболеваний. Если план работы на неделю обеспечивает Вас сведениями, необходимыми для осуществления повседневной, рутинной работы, то списки позволяют время от времени проводить целенаправленные кампании по приглашению и обследованию пациентов, которые относятся к Часть списков именно так и называется Группа списков Педиатр для ряда своих задач с успехом воспользуется здесь списком
1.7. Применяйте рациональные приемы при работе с АРМом.
Обилие возможностей АРМа врача поначалу может вызвать растерянность, тем более, если Вы не очень подготовлены к работе за компьютером. Это естественно. Плохо, если в результате Вы будете тратить лишнее время, а многим попросту не воспользуетесь. Между тем, достаточно соблюдать не очень большой перечень правил в дополнение к уже изложенному, чтобы АРМ экономил Вам время и стал простым и приятным средством работы
1) начинайте и заканчивайте работу стереотипно,
2) не откладывайте ввод информации на завтра,
3) работайте “горячими” клавишами,
4) читайте то, что написано по-русски,
5) используйте шаблоны текстов,
6) создавайте лечебные и диагностические комплексы и пользуйтесь ими.
8) используйте средства автоматизированного обмена историями болезни,
9) пользуйтесь режимом “Быстрый ввод и вывод”,
10) поручите часть функций медицинской сестре,
12) не делайте лишнего,
13) оберегайте компьютер и информацию.
1.7.1. Начинайте и заканчивайте работу стереотипно.
Это правило следует отнести и к работе с АРМом вообще, и к работе с отдельной историей болезни.
При входе в АРМ прежде всего убедитесь, что Вы вошли Открывая историю болезни, Заканчивайте работу с историей болезни до того, как пациент вышел из кабинета, – именно в конце могут быть предложены диалоговые процедуры и Вам надо будет кое-что у него спросить.
Завершая работу в АРМе, постарайтесь отреагировать на напоминания о Ваших упущениях, если они появляются. Перед выключением компьютера обязательно нажмите клавишу ESC, чтобы выйти из АРМа, и, если при этом Вам напомнят о необходимости сделать копию на дискете, подчинитесь. Легче сделать все своевременно, чем каждый раз наталкиваться на одно и то же.
1.7.2. Не откладывайте ввод информации на завтра.
Дело не только в том, что откладывать – вообще плохо. Откладывая, Вы вынуждены многое запоминать сами, вместо того, чтобы эту функцию поручить компьютеру. Запоминать вместо Вас – это его первая задача. Вы многое можете забыть – компьютер не забудет ничего. Не откладывая, Вы разгружаете свою память.
Есть и другие основания соблюдать это правило. Добрая половина Вашей работы с клавиатурой – это ввод дат начала и окончания Ваших назначений. В подавляющем большинстве разделов истории болезни текущая дата записывается единственным нажатием клавиши “+”, но если информация вводится задним числом, приходится набирать дату полностью. Далее, отложив ввод новой информации, Вы лишаете себя возможности вовремя получить связанные с нею напоминания и подсказки, а это сопряжено с возможным ущербом для пациента. И, в заключение, стоит считаться с тем, 1.7.3. Работайте “горячими” клавишами.
Работа в АРМе врача сопряжена с движением по многочисленным меню. В подавляющем их большинстве каждая строка начинается либо цифрой, либо другим специальным символом. Чтобы войти в тот или иной пункт, достаточно нажать соответствующую такому символу “горячую” клавишу. Это всегда в несколько раз быстрее, чем перемещаться с помощью клавиш управления курсором с последующим нажатием клавиши ENTER. Нецифровые символы подобраны так, чтобы их можно было как можно быстрее найти на клавиатуре. Чаще всего это символы “серых” клавиш на правом блоке клавиатуры, действие которых не зависит от того, в каком регистре и в каком алфавите Вы работаете.
Сэкономить в несколько раз затраты времени на работу с клавиатурой – согласитесь, это полезно. Так что имеет смысл приучить себя во всех меню, больших и малых, всегда пользоваться именно “горячими” клавишами. То, что Вам нужно увидеть на экране, будет появляться в несколько раз быстрее и при минимальных усилиях.
1.7.4. Читайте то, что написано по-русски.
АРМ врача устроен с таким расчетом, чтобы им можно было пользоваться без всякой подготовки. Во-первых, как правило, недвусмысленны тексты меню, а там, где содержание пункта не очевидно, внизу экрана появляются комментарии. Для этого надо поместить курсор на этот пункт. Таковы в “Медицинском состоянии” пункты “Консультации” и “Контрольные осмотры”, “Дополнительные процедуры” и “Факторы риска” и ряд других.
Там, где необходимо, в подстрочниках даются полезные напоминания Есть и подсказки медицинского содержания. Они нужны для единообразного толкования неоднозначных терминов. Так, при вводе группы учета на экране появляется комментарий, излагающий основания для определения группы. В разделе “Диагнозы” комментируется понятие “Основной диагноз”, в разделе “Акушерский минимум” - “Врожденные и наследственные болезни в семье” и т.д.
При случающихся сбоях и аварийных завершениях программы на экран выводится сообщение, подсказывающее Вам, что нужно сделать Исходите из того, что если что-то Вам непонятно, то разрешение проблемы – уже перед Вами 1.7.5. Используйте шаблоны текстов.
При работе в разделах Шаблоны – не только облегчение пресловутой “писанины”. Они - Шаблонные схемы лечения можно вставить в историю болезни, отредактировать, напечатать и отдать больному в качестве памятки. Есть и специальные Наконец, любой из уже имеющихся в истории болезни текстов Вы можете на время использовать как шаблон, если выделите нужный Вам блок и запомните его нажатием клавиши “C” при нажатой “Ctrl”. Теперь программа будет помнить этот текст, пока Вы вообще не выйдете из АРМа. Его можно многократно выводить в любых текстовых полях как в этой, так и в других историях болезни нажатием клавиши “V” (при нажатой “Ctrl”). По крайней мере, в трех ситуациях этим приемом можно воспользоваться с большим успехом. Во-первых, при записи дневников. Если предыдущий дневник взять в блок и вывести его тут же под сегодняшней датой, то Вам останется совсем небольшая правка Вторая ситуация, где полезен такой прием, - большой поток пациентов со сходным состоянием, например, при эпидемии гриппа. Сделав хорошее описание первого такого пациента и запомнив его описанным способом, Вы можете в течение всего дня выводить этот текст при работе с другими историями болезни и лишь немного его подправлять. Третья ситуация – когда Вы знаете фамилию пациента, в истории которого особенно удачно описаны анамнез и статус. Когда другого пациента надо будет описать аналогичным образом, можно открыть историю болезни с Вашим эталоном, выделить и запомнить его (CTRL+C), вернуться к сегодняшнему больному и вывести полюбившийся Вам образец (CTRL+V). Вполне возможно, что Вы определите для себя и другие показания к использованию такого приема работы с текстами.
1.7.6. Создавайте лечебные и диагностические комплексы
и пользуйтесь ими.
Индивидуальный подход к пациенту вовсе не означает, что врач не пользуется в своей работе заранее определенными стереотипами. Стереотипы - это отшлифованный опыт целесообразного поведения в распознанной типичной ситуации. При обследовании и лечении больного всегда используется некоторый общий для данной группы пациентов набор средств, в котором затем можно производить изменения Во “Вспомогательных разделах” (клавиша F10 в главном меню) есть пункт Если комплексы созданы, их можно вводить в историю болезни одним нажатием клавиши F3 в разделах Когда нажатием ENTER выбирается лечебный комплекс, то входящие в него медикаменты предварительно предъявляются на экране для выбора доз и кратности введения и только потом вносятся в историю болезни. Всё остальное вводится сразу. Теперь в разделе “Лечение” Вы увидите все составные элементы лечебного комплекса и при необходимости При вводе диагностического комплекса не забывайте, что откуда бы Вы его ни вводили (из “Консультации” или из любого подраздела “Лабораторного контроля”), новая информация появится во всех разделах, для которых она предназначена. Чтобы в этом убедиться, надо в них зайти или вызвать на экран “Полную историю болезни”.
Дата назначения каждого элемента в комплексе будет соответствовать сегодняшней. Однако, если какой либо элемент диагностического комплекса назначался раньше, но еще не получен, при нём останется первоначальная дата. Если Вы вводите сведения задним числом, то, конечно, даты придётся поменять вручную.
Сформируйте возможно большее число комплексов для разнообразных ситуаций, повторяющихся в Вашей практике. В реальных обстоятельствах они позволят Вам действовать быстро, разносторонне, ничего не упуская.
Систематическое и свободное пользование печатающим устройством – необходимое условие эффективного использования АРМа врача. В идеале, для авторучки надо оставить подписи и самые незначительные поправки в разнообразных распечатках. Остальное – вся история болезни, ее фрагменты (выписки, этапные эпикризы, дневники, листы анализов), рецепты, справки, направления, планы, списки, сводки Не забывайте, что вовсе не обязательно каждую понадобившуюся выходную форму печатать немедленно - можно выбрать Принтеры разнообразны, с каждым из них надо освоиться. Однако число необходимых навыков невелико Потратьте однажды полчаса на упражнения, научите пользоваться компьютером медицинскую сестру, не ленитесь сменить картридж, когда печать станет бледной, - Вы обеспечите себе выигрыш во времени, а вся документация будет иметь качественный вид.
автоматизированного обмена историями болезни.
Когда Вы направляете пациента на консультацию, а консультант работает в Вашей же поликлинике и имеет свой АРМ, пользуйтесь возможностью передать самую полную информацию о больном с компьютера на компьютер. Для этого в истории болезни служит режим Если у консультанта уже есть история болезни Вашего пациента, то она будет пополнена всеми последними данными. Не передаются только текстовые разделы истории, явки и Ваши еще не осуществленные планы.
Консультант, завершив свою работу с пациентом, с помощью того же режима “Дубликат” передаст свою информацию на компьютер к Вам. При этом история болезни сохранится у него в архиве.
Можно одновременно отправить несколько дубликатов Сходным образом обеспечен обмен информацией между “узкими” специалистами одного профиля, а также между участковыми врачами, когда пациент передается с участка на участок. Разница в том, что в этих случаях история будет передана полностью, а у Вас все, что сделано к моменту перевода, переместится в архив. При обратной передаче архивный текст становится актуальным и пополняется всеми новыми сведениями. Сам факт такой миграции пациента регистрируется в разделе Наконец, если Вы завели историю болезни на пациента другого участка и временно лечите его сами, то программа каждый раз будет спрашивать Вас, не пора ли передать эту историю на свой участок. Вам достаточно ответить согласием и назавтра история болезни появится на “родном” участке. Ваша работа при этом сохранится у Вас в архиве. Оттуда, если этот пациент придет к Вам повторно, историю можно снова извлечь.
Использование “Дубликата” и “Перевода” не только избавляет Вас и Ваших коллег от необходимости на каждом компьютере заново заводить историю болезни одного и того же больного и не только обеспечивает полноту информации. Эти приемы гарантируют от искажений, связанных с различным написанием идентификатора При любых вариантах обмена информацией всё то, что сделано на Вашем участке, сохраняется и учитывается как Ваша работа, Ваша нагрузка; не надо опасаться, что ее переадресуют. Но когда анализируется медицинское обслуживание населения участка, учтено будет только то, что относится к Вашему участку, в том числе и работа других врачей с Вашими пациентами.
Направляя больного на госпитализацию, где используется автоматизированное управление лечебно-диагностическим процессом, Вы можете передать туда выписку средствами автоматизации. В режиме “Направление в стационар” Вам предлагают перенести информацию для стационара на дискету немедленно или сделать это позднее - из “Вспомогательных процедур”. В последнем случае выписки будут накапливаться, а потом их можно будет перенести все сразу. Первый вариант открывает дополнительные возможности. Во-первых, дискету с информацией можно отдать больному и он принесёт её в больницу сам. Во вторых, файлы с такой дискеты можно переслать в стационар электронной почтой - там их поместят на такую же дискету и пустят в дело. Аналогичным образом можно передавать сведения о больных и в обратном направлении. Пункт Автоматизированный обмен информацией надёжно обеспечивает полноту сведений на всех этапах ведения пациента, а значит и преемственность в работе врачей. Во всех случаях, когда это возможно, надо прибегать именно к нему.
1.7.9. Пользуйтесь режимом “Быстрый ввод и вывод”.
Этот режим вызывается из главного меню АРМа клавишей F5 и удобен, когда надо ввести или вывести однотипные данные о нескольких больных Заметим к слову, что ввод результатов лабораторного анализа не избавляет от необходимости поставить в разделе “Лабораторные исследования” вторую дату против этого анализа. Вторая дата означает, что с анализом Вы ознакомились и согласны, что лаборатория сделала то, что Вы просили. Если второй даты нет, значит Вы, несмотря на полученный ответ, не удовлетворены и настаиваете на повторении исследования.
1.7.10. Поручите часть функций медицинской сестре.
Все приемы работы в АРМе просты. Овладев ими, Вы легко многому научите медицинскую сестру, а затем и поручите ей регулярно осуществлять ряд функций. Прежде всего, это распечатка “Плана работы на неделю”, истории болезни и ее фрагментов, направлений в стационар, в лаборатории и на Во время врачебного приема она может заранее вывести на экран историю болезни следующего посетителя, под Вашу диктовку сделать в ней ряд пометок, зафиксировать явку и сделать многое другое.
Ясно, что, если, кроме того, Вы поручите ей еженедельное копирование базы данных на дискеты и хранение этих дискет в определенном месте, то все это, конечно же, будет делаться регулярнее и точнее, чем в Вашем исполнении, просто потому, что исполнительность – первейшая и неотъемлемая профессиональная черта среднего медицинского работника.
1.7.11. Не заботьтесь об отчетах.
Автоматизация предполагает Не стоит забывать, что Ваша единственная забота – пациент, а Ваши исконные обязанности – Помните и то, что сами Вы не можете оценивать свою работу. Ежемесячный автоматизированный анализ работы поликлиники – основа всех оценок в управлении ЛДП – использует не абстрактные эталоны, а сравнение врачебных участков между собою. Дополнительные комментарии к этим оценкам могут давать только те, кому равно дороги и равно известны все участки, - заведующий отделением Не надо дублировать работу Не пишите лишнего в текстовых строках Не тратьте времени в попытках поймать компьютер на ошибке Не надо знакомиться с историей болезни, заглядывая порознь в каждый ее раздел. Вместо этого выводите на экран Не объясняйте старшим свои проблемы на словах – Не имеет смысла распечатывать историю болезни и дневники каждый раз, когда введена новая информация. Она не пропадёт, её всегда можно предъявить на экране, а печатать её стоит только на определённых этапах Не надо перенастраивать компьютер. С ростом компьютерной грамотности все больше людей понимают, что это очень гибкий инструмент и что ряд его функций (например, способ переключения с латинницы на кириллицу, цвета экрана, начальное меню и проч.) можно легко изменить, не имея специальных знаний. Не делайте этого, даже если у Вас такие знания есть 1.7.13. Оберегайте компьютер и информацию.
Компьютер – надежный помощник, но, как шутят программисты, все, что портится, – портится, а что не портится – портится тоже. Однако не так уж много надо сделать, чтобы не было причин вспоминать эту шутку. Не выключайте компьютер, пока Вы не вышли из АРМа, - можно потерять часть информации. Не двигайте включенный компьютер – это чревато непоправимыми механическими повреждениями. Не кладите на него бумаги – это мешает охлаждению, для которого в машине специально встроен вентилятор.
Пожалуйста, не стучите по клавишам так, как это делают на механической пишущей машинке. Дело не только в том, что простую и легкую функцию при этом превращают в утомительное физическое упражнение. Клавиатура – электронный инструмент, ей достаточно легкого касания, а сильные удары Принтер надо включать и выключать при включенном компьютере. На включенном принтере для заправки листа пользуйтесь только предназначенными для этого кнопками, а не рукояткой, как на пишущей машинке. Эта рукоятка используется только на выключенном печатающем устройстве.
Ваш АРМ – это компьютер плюс весь архив историй болезни участка. Со временем архив будет многолетним. И достоинство его не только в том, что он может быть огромным, но еще в чрезвычайной доступности для обработки, для поисков и обобщений. Эту большую ценность надо беречь.
Сохранность информации на компьютере обеспечена рядом автоматических средств. Во-первых, раз в сутки автоматически создается резервная копия базы данных участка на жестком диске, причем всегда сохраняются две таких копии – сегодняшняя и вчерашняя. При порче или потере файла он автоматически восстанавливается из этих копий. Повреждение информации может быть следствием различных сбоев в работе компьютера и аварийных завершений программ. На этот случай предусмотрен режим “Очищение дисков” в том исходном меню, которое появляется на экране после включения компьютера (“Нортон-меню”). Пользуйтесь “Очищением” каждый раз после внезапного прерывания работы программ. Кроме того, эта процедура включается раз в месяц автоматически (“санитарный день”). Между прочим, ее можно прервать, но даже если Вы поняли, как это делается, не прибегайте к такой неразумной экономии времени.
Еще одна угроза для информации – программные вирусы, то есть сделанные злоумышленниками программы, способные искажать работу компьютера. На Вашу машину он может попасть только через зараженную дискету. Когда Вы переносите к себе интересующие Вас тексты, программы, игры, надо быть уверенным, что дискета не заражена. Если есть сомнения, лучше проверить ее на вирусы – соответствующая функция есть на Вашем компьютере, она позволяет и обнаружить и уничтожить вирусы. Особенно важно соблюсти это правило, когда Вы устанавливаете у себя компьютерные игры, - именно с играми чаще всего Наконец, может повредиться или пропасть сам компьютер. Нельзя допустить, чтобы при этом пропал и медицинский архив. Поэтому и надо еженедельно делать копии на дискетах, а дискеты эти хранить в стороне от компьютера. Тогда Ваш труд не пропадет, а компьютер можно приобрести новый. Обеспечьте себе такое утешение на случай чрезвычайных обстоятельств.
С течением времени Ваша база данных разрастется и программа сообщит, что для ее копирования требуется уже 2 дискеты или даже более. Строго следуйте этим указаниям, не забывайте снабжать дискеты наклейками и записывать на них назначение дискеты и ее порядковый номер. Хотя программа и не позволит Вам перепутать последовательность дискет или использовать дискеты, предназначенные для другого врачебного участка, аккуратность в обращении с информацией не будет лишней.