48 ЛЕТ В «ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ». |
Очерк сорок третий.
Внедрение и эксплуатация в Кирове стали последними испытаниями для моей системы. Проверкой на прочность, на приспособляемость, на способность впитывать новое и развиваться. На собственную жизнестойкость. Здесь имя разработчика ничего не говорило пользователям, а идея компьютеризации работы врача ещё не тревожила умы. Здесь за системой никто не стоял: ни органы здравоохранения, ни какая-либо другая организация. Даже главный врач лишь разрешил внедрение, но лично его не осуществлял. Успех зависел только от самой системы, от первого впечатления, которое она произведёт на врачей, от того как она сумеет встроиться в повседневную жизнь больницы. Сама больница была объектом особым: ведущее многопрофильное и единственное в своём роде областное учреждение, к тому же клиническая база Кировской медицинской академии. Испытание было выдержано. Переход на электронную историю болезни и ежедневные сводки совершился легко и быстро. Только для ознакомления руководителей со всем арсеналом средств, предназначенных для оперативного управления и анализа, потребовались специальные усилия, Главный врач не спешил сам освоить этот арсенал, но согласился с предложением провести цикл занятий для всех заведующих отделениями. Занятия состоялись месяца через четыре после запуска. Были они предельно предметными, проводились после рабочего дня, малыми группами, в компьютерном классе, на скопированных собственных базах данных отделений. Всё прошло успешно и, осмелев, я предложил такие же занятия для руководителей больницы. Группа подобралась сложная: главный врач, два его заместителя, заведующая кабинетом медицинской статистики, директор ВЦ и его заместитель. Все – личности, привыкшие начальствовать, давно не подчинявшиеся никакому “учителю”. Счастливая мысль назначить главного врача старостой группы помогла мне овладеть ситуацией, и обучение прошло с интересом и пользой. Через пару лет я провёл анкетный опрос заведующих отделениями. В анкете с перечнем функций управления следовало пометить то, чем заведующий пользовался. Оказалось, что немало полезного осталось без внимания. Тогда я и начмед В.А.Троегубов провели цикл занятий со старшими ординаторами всех отделений. Материалом служили копии баз этих отделений. На каждом занятии слушатели совершали полезные для себя “открытия”. Занятным оказалось и сравнение отделений по особенностям использования средств управления и по результатам, связанным с этими особенностями. Это был ценный опыт. Пришло понимание, что с руководителями время от времени надо проводить такие занятия, особенно тогда, когда главный врач по тем или иным причинам остаётся над системой, не включается в неё. Адаптация к целому букету новых для меня профилей (кардиохирургия, сосудистая хирургия, микрохирургия глаза, челюстно-лицевая хирургия, патология беременности, гемодиализ, аллергология) осуществилась легко и быстро. Она не потребовала изменений в программах и свелась к пополнению справочников лечебных средств и операций, детализации отдельных разделов в справочнике диагнозов и созданию большого набора текстовых шаблонов. Встроенная в систему функция, позволяющая каждому врачу сообщать разработчику, чего ему недостаёт, и предлагать поправки, использовалась охотно, а запросы удовлетворялись по правилу “назавтра либо к понедельнику”, благо появилось такое чудо, как электронная почта. Таким образом, медицинское содержание системы обогатилось, а отлаженные способы постоянного взаимодействия пользователей и разработчика стали непременным компонентом её эксплуатации. Дополнения в программном обеспечении понадобились в связи с появлением медицинского страхования и платной медицины. Система стала определять для каждого пациента вид финансирования, учитывать цены на медицинские препараты, анализы, процедуры, операции и консультации, подсчитывать по ходу лечения и в его конце стоимость затрат, выдавать счёт за лечение, вычислять месячные расходы отделения и больницы. Для Фонда ОМС автоматически составлялись ежемесячные реестры оплаты медицинской помощи. В создании этого раздела программного обеспечения участвовала, кроме Кировской областной больницы, Тюменская больница нефтяников. За ближайшие несколько лет руководство больницы поменялось дважды, в результате главным врачом стал В.И.Троегубов. Был, наконец, введён мой “Приёмный покой”, электронные истории болезни стали заводиться там и оттуда передаваться в отделения. Добавилась автоматизированная регистрация первоначального опроса и осмотра поступающего в стационар пациента. Началась эксплуатация функции “Экспертиза”. Стал использоваться автоматически составляемый график работы руководителей “Рабочий месяц”, Программный комплекс “Экспертиза временной нетрудоспособности” пополнился журналом осмотра призывников. Для хирургических отделений было автоматизировано составление графиков работы операционных, создана функция “Избранные операции”, позволяющая заведующему отделением при анализе хирургической работы группировать выполненные операции любым образом. Ряд удобных полезных аналитических функций был придан “Журналу операций”, “Журналу родов” и “Журналу консультантов”. Была разработана и начала использоваться специфическая для регионального учреждения функция “Территории”. Она сравнивала проходящие через каждое специализированное отделение больницы потоки пациентов из районов области по количеству, тяжести, особенностям действий специалистов на местах. Такое сравнение позволяло делать выводы о качестве специализированной помощи в районах и планировать её совершенствование, содействовать консультациями на местах, приглашением для обучения в областной центр, преференциями при решении вопроса о госпитализации. Наконец, была полностью подготовлена “Консультативная поликлиника”: с АРМами специалистов, регистратурой, составлением месячного и ежедневного расписания работы врачей, с учётом их нагрузки, со связями с “Приёмным покоем” и с направляющими учреждениями – районными больницами. К сожалению, её вводу помешала очередная смена главного врача. Время от времени и в Кировской областной больнице и в юменской больнице нефтяников происходили структурные изменения: появлялись новые отделения, выделялась отдельная лаборатория для приёмного покоя, создавался общий операционный блок, открывался центр экстренной помощи при острых сосудистых поражениях, – ко всему этому система адаптировалась без всяких трудностей. Таким образом, хотя распространение АСУ ЛДП и прекратилось, она развивалась: впитывала новые знания, дополнялась функциями, приспосабливалась к прогрессу, к меняющимся условиям деятельности лечебного учреждения. Она стала универсальной не только в смысле логики управления лечебно-диагностическим процессом, но и в смысле освоенного и постоянно пополняемого медицинского содержания. Это касалось не только систем для стационара. Хотя системы для поликлиники, за исключением случая с Унинской ЦРБ, не использовались, они пополнялась тем же медицинским содержанием. Полностью невостребованным и без движения оставались частные алгоритмы действий врача. Дошла, однако, очередь и до них.
К теме.
Как организовать время руководителей.
|