Кто и чем заполняет информационное пространство здравоохранения 00 |
Толкуя об информационном пространстве здравоохранения хорошо бы иметь верное понятие о тех, кто его наполняет. Их всего трое: врач, заведующий отделением и главный врач, - без них это самое пространство обращается в нуль. Между тем, конструкторы единого пространства руководствуются странными взглядами на эти фигуры. Врач представляется одиночкой, который то ли неумён и своеволен, а потому свяжем его стандартами, то ли необразован и беспомощен, так что главный выход – отправить его за знаниями в Интернет. Возражаю. Врач – специалист с высшим медицинским образованием и всегда уникальным опытом, читающий медицинские журналы и книги, участвующий в медицинских конференциях, всегда имеющий дома свою медицинскую библиотеку. Ещё важнее, что он повседневно среди коллег, в профессиональном коллективе, который возглавляется опытным лидером – заведующим отделением. Главного врача вдруг стали считать только хозяйственником. Между тем, главный врач – это сложная функция, выполняемая сразу несколькими людьми: собственно главным врачом, несущим всю полноту ответственности, и его заместителями по разделам медицины. Хозяйственной эта функция является в последнюю очередь, а в первую, вторую и третью она состоит в повседневной поддержке взаимодействия всего множества и многообразия подразделений ЛПУ, в управлении взаимодействием с внешними партнёрами, в заботе о развитии своего учреждения. Что до заведующего отделением в поликлинике и стационаре, то теоретики ЕИП и даже многие разработчики МИС эту функцию не видят вообще. А ведь каждый медик, и вообще каждый, кто вникал в работу медиков, знает, что вся повседневная медицинская помощь держится на заведующих. Они следят за «узкими» местами, приходят на помощь и поправляют своих ординаторов, заботятся о поддержании современного уровня деятельности в своей специальности, принимают на себя самые ответственные решения. У них учатся молодые врачи. На них опирается главный врач в вопросах специализированной помощи. Они – самые постоянные, реже всего сменяемые кадры. Соль земли. Взаимодействие этих трёх фигур, этих трёх функций и есть оказание медицинской помощи. Их проблема, их беда – невозможность совладать с гигантскими объёмами сведений, необходимых в современной работе. Поэтому каждую из этих функций и их взаимодействие надо обеспечивать информацией, специально обработанной под их задачи. Для меня загадка, как можно этого не замечать, этим не заниматься, об улучшении уровня трудовых процессов не думать, а всё внимание обратить на то, чтобы спеленать врача внешними, оторванными от клинической медицины требованиями. Может быть, термин «Единое информационное пространство», ещё не осмысленный, не расшифрованный, служит нам плохую службу? Оно ведь, это пространство, не гомогенный кисель из ЭМК, а – объективно – сложная структура из пересекающихся и сопряжённых пространств «Стационар», «Поликлиника», «ЦРБ», «ССМП», «Диспансер» и т.д. Каждое из этих пространств наполнено важнейшими сведениями о действиях, ресурсах и роли трёх важнейших фигур здравоохранения. Результат, нужный обществу и государству, получается именно там, оттуда бы и надо брать информацию Там и нужны современные информационные технологии. А у нас сделан упор на старые отчёты, энергично дополняемые внешними ограничениями профессиональной деятельности врача и даже прямым некомпетентным в неё вмешательство. Получаются помехи тем, кому нужна помощь.
|