НА ЧТО СПОСОБЕН АРМ ВРАЧА

В откликах на предыдущие 4 статьи были обращённые ко мне вопросы. Но надо сообщать адрес для ответа. Адрес для вопросов - vmtavr@med.kirov.ru. Отвечу каждому и дам необходимые ссылки. А сейчас надо завершить тему. Описание электронной истории болезни должно заканчиваться рассказом об автоматизированном рабочем месте (АРМе) врача.

АРМ врача – это инструмент для повседневной работы, так или иначе связанной с историями болезни. Две группы его функций – основные и неотъемлемые: одна – ведение, хранение, анализ и обобщение историй болезни, другая – обеспечение информационных связей врача с остальными участниками лечебно-диагностического процесса. Есть и группа вспомогательных функций, они помогают врачу ориентироваться в богатой и разнообразной информационной обстановке (справочные сведения, связь с разработчиком, страховочное копирование накопленных данных, восстановление из страховочных копий и др.).

Как и в статьях об электронной истории болезни, я излагаю здесь собственное представление о предмете, а не общепринятое. Дело в том, что общепринятого нет. Так получилось, что до сих пор врачи, не очень понимая, что можно взять от автоматизации, не сформулировали своих требований. Разработчики же, зная врачебную кухню поверхностно, не сформулировали их тем более. Каждый из них поэтому создавал нечто своё, не продвигаясь к пониманию всей полноты задачи. А во всей полноте она одна – единая и универсальная, потому что врачи работают по единым писаным и неписаным правилам медицины.

Итак, что же делает АРМ? Здесь хранятся все истории болезни, которые в настоя-щее время ведёт врач. Каждую можно извлечь и продолжить с ней работу. Можно завести новую историю болезни или завершить работу с пациентом в связи с его убытием. Исто-рии болезни выбывших (из госпитального отделения или с врачебного участка) перено-сятся в архивный раздел, где они по-прежнему всегда доступны врачу.

В поликлинике АРМ – это действительно инструмент только одного врача. В ста-ционаре иначе: там в одной базе данных находятся истории болезни всех пациентов отде-ления, и все врачи отделения имеют к ним доступ. Иными словами, как в стационаре, так и в поликлинике при автоматизации сохраняется обычная схема организации работы с историями. Никакой нужды менять её нет.

Информация о больных нужна не только самому врачу. Лист сделанных им назна-чения медсестра получает из АРМа, Запросы на анализы и консультации автоматически передаются лаборантам, рентгенологам и консультантам,. Направления к ним, которые надо дать на руки больному, формируются автоматически - врачу или медсестре остаётся только скомандовать, чтобы вывести их на печать. Результаты исследований и заключе-ния консультантов автоматически передаются прямо в историю болезни. Аналогичным образом врач обменивается информацией с кабинетом вакцинопрофилактики, флюоро-графической станцией, регистратором больничных листов. Часть бумаг при этом исклю-чается вообще, те же, которые надо дать пациенту (выписки, направления, памятки), АРМ формирует из данных истории болезни.

Когда больной переводится на другой участок или в другое отделение стационара, вся электронная история следует за ним, но на прежнем месте, в архиве, сохраняется её копия по состоянию на день убытия. Вся работа врача отражается в постоянно накапли-вающемся массиве историй болезни и всегда может быть подсчитана, проанализирована и оценена.

Консультант вместе с запросом на его помощь получает в своём АРМе полную ко-пия истории болезни. Он может её читать, а написанное им заключение будет сразу пере-дано в АРМ лечащего врача.

Заведующий отделением, главный врач и его заместитель могут знакомиться с ис-ториями болезни со своего АРМа в любой момент, не отвлекая врача. Для руководителей АРМ формирует ещё и специальные документы, позволяющие следить за текущей рабо-той, своевременно узнавать о возникающих у врачей проблемах, обобщать, анализиро-вать и сравнивать работу врачей. Это - регулярные сводки и разнообразные таблицы и списки.

Всё, что врач назначил и запланировал отражено в электронной истории болезни. Всё, что он выполнил, - тоже. Те из этих действий, которые приходятся на предстоящий отрезок времени (в стационаре это сутки, на поликлиническом участке – неделя), вклю-чаются в соответствующий план-отчёт врачебного участка или госпитального отделения. Поэтому руководители всё существенное видят без расспросов, до расспросов. Эти же оперативные документы удобны и самим врачам: в них всегда виднаь сделанная работа и все ещё не выполненные задачи.

Специальные функции АРМа позволяют целенаправленно выявить истории болез-ни с типичными дефектами, такими как неполнота информации, запаздывание с теми или иными мероприятиями, необеспеченность необходимыми медикаментами и т.п. Они слу-жат руководителям для контроля, но ещё раньше используются врачом для самоконтроля. Списки больных с факторами риска, подготовленных к клиническому разбору, опериро-ванных, опаздывающих с явкой к участковому врачу и т.д. и т.п., - всё это выдаётся на экран и может быть напечатано в любой момент.

Особые возможности предлагает АРМ врача для анализа накопленной работы. Раз-нообразные аналитические таблицы, отчёты и списки за любой отрезок времени состав-ляются за секунды. Они сообщают и о количестве работы, и о её качестве, и об имевших-ся затруднениях. Они позволяют сравнивать один месяц с другим, врачей друг с другом, оценивать роль заведующего отделением в результатах, которые получает его коллектив, частоту использования важнейших лечебных и диагностических средств и многое другое.

Таким образом, АРМ врача – открытая информационная система. Он связан с АР-Мами других врачей, со вспомогательными (параклиническими) подразделениями, с мед-статистиком, с главным врачом. Всё это в совокупности означает автоматизацию лечебно-диагностического процесса в стационаре или поликлинике – новый способ взаимодействия и управления. В такой системе, где каждый своевременно получает необходимую ему информацию без бумаг и до докладов, многие прежние способы подготовки и принятия решений оказываются ненужными. Управлять здесь надо по-новому, не по догадке, не по интуиции, не по привычке, а на основе полной, своевременной информации, поступающей от врачей, из электронных историй болезни, без всяких потерь и искажений. Но это уже другая, самостоятельная тема.