ЗАЧЕМ И КАК автоматизировать лечебно-диагностический процесс |
АСУ ЛДП - БЕСПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ |
Выпуск 308
Врачам ясное представление о МИС даёт лишь то, что можно пощупать. Традиционное руководство пользователя тут не годится, убедителен только сам продукт. Он и предлагается. Не для рекламы (программы бесплатны), а для примера.
Чтобы пощупать, скачайте с моего сайта, как минимум, три инсталлятора: базовый (ldpbaza.exe), АРМ врача поликлиники (inpoli02.exe) и АРМ врача стационара (instac02.exe). Запустите их на своём ноутбуке (сначала базовый). Появится папка c:\ldp и две иконки на рабочем столе. Чтобы всё удалить, просто сотрите папку c:\ldp.
ВРАЧУ, ЗАВЕДУЮЩЕМУ ОТДЕЛЕНИЕМ, ГЛАВНОМУ ВРАЧУ
Скачать архив с 8-м уроком и комментариями.
Урок 8. ЗАМЕТКИ К СЛАЙДАМ.
В ходе работы с пациентом врач взаимодействует со множеством людей. Одна из первоочередных задач МИС - обеспечить это взаимодействие своевременной передачей информации, каждый раз целенаправленно обработанной, без потерь и искажений. Решение этой задачи опирается на электронную историю болезни. В ней, как было показано на уроках 3-7, регистрируются добываемые врачом сведения о состоянии пациента и врачебные решения и действия. Отсюда назначения врача передаются его помощникам и руководителям, сюда же поступает ответная информация. Этот информационный обмен, осуществляемый в реальном времени применительно к отдельному пациенту, и есть элементарная основа лечебно-диагностического процесса. Последний включает в себя информационные потоки обо всех пациентах и всех врачах, а также ретроспективный анализ накопленных сведений и направление обобщённой информации: к врачу, к заведующему отделением, к главному врачу. МИС эффективна, если автоматизирует этот взаимообмен, это движение, эти связи. К тому, как всё это осуществляется, мы будем обращаться не раз. Сегодняшний же урок (как и следующий) посвящён только упомянутой элементарной основе - взаимосвязям в процессе ведения отдельного пациента. К слайду 2.
Информация, имеющаяся в истории болезни, позволяет автоматически формировать все документы, которые предназначены для вручения пациенту: выписку из истории болезни, справки, направления, рецепты, памятки, расписки о согласии. Полнота информации, соответствие официальным требованиям, полное соответствие со сведениями в электронной базе данных, наконец, строгая упорядоченность и читабельность текстов (в отличие от рукописных), - всем этим гарантируется эффективное взаимодействия врача с адресатами выдаваемых пациенту документов. К слайдам 3-11.
Часть врачебных назначений выполняется медицинскими сёстрами. Чтобы выдавать им эти назначения, как лечебные, так и диагностические, в электронной истории болезни предусмотрены специальные функции. Они используются самими медсёстрами. При этом учитывается, что в разных учреждениях, особенно в стационарах, работа сестёр осуществляется по-разному: могут выделяться процедурные сёстры, отдельно организовывается приём психотропных средств, специальным работникам поручаются глазные процедуры, ингаляции, физиотерапия. На каждый такой вариант формирetncz отдельный лист назначений, а из общего листа назначений для палатной медсестры содержание такого варианта исключается.. Обычно медсестра имеет дело со строго ограниченной информацией, знакомство со всей историей болезни ей не нужно. Этому соответствуют функции, котораые в АРМе врача объединены в разделе "Быстрый ввод и вывод". Каждая из них позволяет без открытия всей истории болезни взять только определённые сведения (например, действующие назначения) либо ввести определённую информацию (например, результат взвешивания больного или перемещение его в другую палату). Это особенно удобно, когда одно и то же делается в отношении нескольких историй болезни: фамилии пациентов выбираются из списка одна за другой и каждый раз выполняется только одна заданная процедура. Через электронную историю болезни врач может известить старшую сестру отделения о своей неудовлетворённости работой медсестры, а также о том, что для пациента нет необходимого медикамента, который надо затребовать в аптеке. О том, как в АРМе врача составляются списки пациентов, необходимые медсёстрам для разных целей (для лаборатории, для стола справок и проч.), речь пойдёт на одном из следующих уроков. К слайдам 12-19.
В современной специализированной медицине лечащий врач не может работать без помощи консультантов, при этом он тоже часто является консультантом для своих коллег. Электронная история болезни регистрирует и запросы к консультантам, и их заключения. Взаимосвязь достигается с помощью функции "Журнал для консультантов": туда из истории болезни поступают запрос врача и выписка из истории, здесь же консультант оставляет своё заключение, которое автоматически передаётся в историю болезни. Консультант может работать с журналом как в том отделении, куда он пришёл осмотреть больного, так и в своём кабинете: в любом случае консультация будет зарегистрирована и в его журнале, и в журнале отделения, где лежит больной, и в истории болезни. Помимо бесперебойной передачи информации в обе стороны, функция "Журнал для консультантов" обеспечивает накопление данных о консультативной помощи и их автоматический анализ за любые отрезки времени. Это позволяет получать статистические данные о потребностях в разных специалистах, у разных врачей, для разных целей, сведения нагрузке отедельных консультантов и о сроках удовлетворения врачебных запросов. К слайдам 20-22.
Если используется модуль "Лаборатории и диагностические кабинеты", назначения врача автоматически передаются из истории болезни в базу данных этого модуля. Врач-лаборант получает информацию не только о запрошенном исследовании, но и о диагнозах пациента. Тут же он может просмотреть результаты тех анализов, которые делались у этого больного ранее. Результаты исследования вводятся в базу данных лаборатории, оттуда они автоматически передаются в АРМ врача, в историю болезни (лечащие врачи в этом случаи освобождаются от заботы о вводе анализов). Кроме сказанного, АРМ врача и в стационаре и в поликлинике формирует направления в лаборатории и кабинеты: они даются больному на руки, когда модуль "Лаборатории" не используется. Наконец, в АРМе врача стационара составляются списки на лабораторные исследования, которые необходимы как лаборантам, так и медицинским сёстрам вне зависимости от использования модуля "Лаборатории". К слайдам 23-26.
Если используется модуль "Больничный лист", то туда из истории болезни передаются решения лечащего врача о временной нетрудоспособности. Регистратор дополняет их своими данными. Кроме того, в АРМе врача при наличии больничного листа по болезни каждые 15 дней автоматически назначается врачебная комиссия и предоставляется возможность напечатать направление на неё. Заместитель главного врача по экспертизе с помощью модуля "Больничный лист" контролирует полноту и правильность оформления документа о временной нетрудоспособности и пользуется фугкцией "Журнал ВК" для оформления результатов врачебной комиссии (продление болничного листа, направление на комиссию по инвалидности, заключения о качестве лечения и проч.). Соответствующее заключение даётся пацинту. К слайдам 27-28.
Если человек обследуется на флюоростанции, то результат обследования передаётся из модуля "Флюорография" в АРМ участкового врача, в историю болезни. Обеспечивается и обратное движение: если флюорографию органов грудной клетки сделали в поликлинике, то результат передаётся из истории болезни на флюоростанцию. Прививки могут быть сделаны как в кабинете вакцинопрофилактики, так и на врачебном участке. В первом случае информация о сделанной и о запланированной следующей прививке передаётся из кабинета (из комплекса "Вакцинопрофилактики") в АРМ участкового врача (в историю болезни), во втором - из истории в кабинет. Эти взаимосвязи модулей системы обеспечивают каждому участнику лечебно-диагностического процесса полноту и своевременность информации и исключают дублирование действий. Данные накапливаются как в АРМе врача, так и в специализированных модулях, создавая там и там основу для многоаспектного ретроспективного анализа. * В ходе работы врача с пациентом важную роль играет особая группа связей - его взаимодействие с руководителями лечебно-диагностического процесса. Об этом - на следующем уроке. Конец 8-го урока. |