C 22.08.2012 все инсталляторы и обновления 20 программ системы управления ЛДП |
Выпуск 302
Врачам дать ясное представление о МИС можно только на конкретных примерах, таких, которые можно "пощупать руками". Традиционное руководство пользователя для этого не годится. К нему нужен весь продукт, убедителен только он. Он и предлагается. Не для рекламы (программы бесплатны), а в качестве примера.
Любители "пощупать" могут легко это сделать: как минимум, скачайте с моего сайта три инсталлятора: базовый (ldpbaza.exe), АРМ врача поликлиники (inpoli02.exe) и АРМ врача стационара (instac02.exe). Запустите их на своём ноутбуке один за другим (сначала базовый). Появится папка c:\ldp и две иконки на рабочем столе. Удалить всё можно простым удалением папки c:\ldp.
ВРАЧУ, ЗАВЕДУЮЩЕМУ ОТДЕЛЕНИЕМ, ГЛАВНОМУ ВРАЧУ
Скачать архив со 2-м уроком и комментариями.
Урок 2. ЗАМЕТКИ К СЛАЙДАМ.
Каждый врач считает свою "узкую" специальность особой, не похожей на другие. В отношении содержания это верно лишь частично, в отношении формы неверно совсем. При конструировании МИС это важно понимать (нисколько не осуждая настроений самих специалистов, поскольку они - "любви прекрасные моменты"). Специфика каждой медицинской специальности связана лишь с углублёнными знаниями о соответствующей системе органов и с использованием некоторых специальных методов обследования и лечения. Но каждому специалисту надо знать не только "всё кое о чём", но и "кое-что обо всём". Последнее необходимо для целостного восприятия пациента, дабы "лечить не болезнь, но больного". Из этого следует, что любому специалисту надо в АРМе врача иметь полные справочники диагнозов, средств обследования и лечения, операций, консультантов, полные наборы текстовых шаблонов, полный набор функций работы с пациентом, - иными словами, всю медицину, а не её часть. Просто одной частью этой информации он будет пользоваться постоянно, другой изредка, а третьей, возможно, не воспользуется никогда. Лишь эта третья будет для него избыточной, но она - следствие случайностей, определить её нельзя и пытаться исключить неразумно. Что же касается форм - структуры истории болезни, сводок, списков, отчётов, аналитических таблиц, - то в большинстве своём они одни те же везде. Специфична только очень малая часть отчётов и списков. Принципиальные различия есть только между системами для учреждений разных типов: для поликлиник (диспансеров, женских консультаций) с одной стороны, и стационаров - с другой. Здесь разные наборы функций, а потому и системы требуются разные (хотя у тех и других есть и общее: справочники, шаблоны, одинаковая конструкция "паспортных" данных пациента и др.). А для ЛПУ одного типа медицинская информационная система должна быть универсальной. Не одинаковой, а именно универсальной, способной настраиваться на небольшие специфические особенности госпитального или поликлинического учреждения. Средства такой настройки надо дать самому пользователю, он должен иметь возможность адаптировать приобретенный продукт к своим конкретным (и время от времени меняющимся) условиям без обращения к разработчику. Разумеется, необходимо учесть всё многообразие вариантов. Надеюсь, в демонстрируемой системе это сделано с достаточной полнотой. В этом уроке показана трансформация только двух типов модулей системы - АРМа врача и "Управления". Но эта способность придана и другим модулям. "Больничный лист" настраивается на особенности работы регистратора больничных листов и на специфические функции заместителя главного врача по экспертизе, "Флюорография" - на флюоростанцию при поликлинике и на центральную флюоростанцию города, "Вакцинопрофилактика" - на кабинет вакцинопрофлактики в поликлинике и на функцию слежения за вакцинопрофилактикой в департаменте здравоохранения. К слайдам 2-11.
АРМ врача поликлиники можно настроить на участкового терапевта, участкового педиатра, акушера-гинеколога женской консультации, семейного врача, а также на врача любой узкой специальности. Это обеспечивается функцией "Настройка на участок" на первом экране АРМа. Функция предельно проста, специальный IT-работник тут не нужен. Базу данных при настройке можно либо очистить, либо сохранить. Последнее важно, когда, например, терапевтический участок преобразуется в участок врача общей практики (семейного врача). Удобна такая возможность и при предварительном знакомстве с МИС. Предлагается меню из всех вариантов модуля, следом - справочник врачей для выбора врача, постоянно работающего на этом участке (он потом будет предлагаться по умолчанию). Далее надо ввести наименование учреждения в том виде, как его надо будет выводить в документах, и номера отделения и участка. При настройке на АРМ узкого специалиста предлагается выбор из справочника специальностей. Настройка обеспечивает необходимую адаптацию структуры электронной истории болезни и способов обработки данных. На педиатрическом участке появляются разделы для описания физического и психического развития, фоновых состояний, выделяются дети первого года жизни. В женской консультации к отдельной группе относятся беременные и родильницы, в истории болезни предусмотрена функция определения предполагаемой даты родов. В АРМе фтизиатра предлагается принятая во фтизиатрии группировка диспансерных контингентов, в АРМе психиатра - некоторые дополнительные характеристики социального положения пациента. В АРМе семейного врача (врача общей практики). программа работает с историей ребёнка так, как в детской поликлинике, а с историей женщины - как в женской консультации. К слайдам 12-17.
Аналогичным образом модуль "Управление поликлиникой" настраивается на нужный вариант поликлинического учреждения: на поликлинику для взрослых, детскую поликлинику, женскую консультацию, противотуберкулёзный диспансер. И здесь настройка - дело самого пользователя. Помимо связанных с медицинским профилем способов обработки данных (списки, сводки, отчёты), настройка модуля "Управления" обеспечивает дифференцированные права доступа к ведению справочников системы и к настройке режимов автоматизированного управления. Медстатистики получают право редактировать все местные справочники и режимы контрольного обследования больных, бухгалтер, экономист и кадровик - справочник цен и справочник сотрудников. Главный врач и его заместители имеют доступ к настройке программы ежемесячного анализа работы врачей. К слайдам 18-22
АРМ врача стационара может настраивается на отделение любого профиля (включая также дневной стационар, санаторий, родильный дом) с помощью функции "Настройка на отделение". В справочнике отделений больницы для каждого отделения указан профиль (или профили) его коек. Это позволяет соответственно настраивать обработку данных (списки, отчёты, анализ использования коечного фонла) и необходимые меню. Попутно при настройке можно ввести наименование отделения в том виде, как это будет нужно в выходных документах. выбрать из справочника врачей заведующего отделением и, если нужно, указать его научную степень и звание. К слайдам 23-25.
Настройка модуля "Управление стационаром" сводится к выбору учреждения из справочника медицинских учреждений, вводу наименования ЛПУ в том виде, как его надо будет выводить в документах и указанию прав доступа к справочникам и режимам автоматизированного управлении. Медстатистики вправе редактировать все местные справочники и режимы контрольного обследования больных,бухгалтер, экономист и кадровик - справочник цен и справочник сотрудников. К слайду 26.
Обратите внимание: главные экраны модулей построены стереотипно. Левая половина экрана отведена для функций, общих для многих модулей (в том числе для настройки). Эти функции вызываются как функциональными клавишами, так и щелчком по соответствующей строке. Правая половина отводится для вертикального меню со специфическими функциями модуля. Здесь можно пользоваться любым способом выбора функции: щелчком мыши, "горячими" клавишами, клавишами курсора плюс Enter. Выход везде обеспечивается клавишей ESC или щелчком в правом верхнем углу. Для щелчков мышью предусмотрены широкие зоны, не требующие прицеливания. Вместе с использованием клавиш Enter и ESC это делает навигацию предельно простой. Наконец, стоит подчеркнуть, что в левом верхнем углу приводятся исчерпывающие данные о системе: наименование, дата версии, автор. Странным образом, сегодня почему-то все МИС анонимны, сообщать имя автора медицинской информационной системы (постановщика медицинских задач, руководителя проекта) не принято. Между тем, этого требует элементарная ответственность. Конец 2-го урока. |