ЗАЧЕМ И КАК автоматизировать лечебно-диагностический процесс |
АСУ ЛДП - БЕСПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ |
Выпуск 312
Врачам ясное представление о МИС даёт лишь то, что можно пощупать. Традиционное руководство пользователя тут не годится, убедителен только сам продукт. Он и предлагается. Не для рекламы (программы бесплатны), а для примера.
Чтобы пощупать, скачайте с моего сайта, как минимум, три инсталлятора: базовый (ldpbaza.exe), АРМ врача поликлиники (inpoli02.exe) и АРМ врача стационара (instac02.exe). Запустите их на своём ноутбуке (сначала базовый). Появится папка c:\ldp и две иконки на рабочем столе. Чтобы всё удалить, просто сотрите папку c:\ldp.
ВРАЧУ, ЗАВЕДУЮЩЕМУ ОТДЕЛЕНИЕМ, ГЛАВНОМУ ВРАЧУ
Скачать архив с 12-м уроком и комментариями.
Урок 12. ЗАМЕТКИ К СЛАЙДАМ.
Пользователь МИС - не турист, а работник. Туристу всё любопытно, а потому перед его глазами всегда объявления, афиши, приглашения и разнообразные указатели. Именно так организован Интернет, но как раз этот вариант ориентировки не следует перенимать для рабочего инструмента. Работнику, уже наметившему в уме объект воздействия, нужно другое: сначала иметь возможность сообщить системе о своих намерениях, а затем пройти к намеченному объекту наиболее простым, без отвлечений, путём. Такова общая схема организации всякой целеустремлённой работы, и она должна быть чётко выражена в медицинской информационной системе. К слайдам 1-3.
Чтобы узнать, чем именно намерен заняться врач, программа на первом же экране предлагает весь перечень разделов работы, а в каждом разделе - весь набор составляющих его функций. Для быстрой ориентировки во множестве одновременно предлагаемых объектов их надо рационально упорядочивать. В основу порядка кладутся частота использования и понятная врачу логика содержания. С такими экранами врач осваивается быстро. Сам выбор осуществляется стереотипно, одними и теми же действиями пользователя. То же относится к отказу от сделанного выбора. При этом врачу предоставляется возможность следовать своим предпочтениям: он может с равным успехом пользоваться клавиатурой, мышью, "горячими клавишами" или комбинацией этих средств. К слайдам 4-6.
После выбора объекта предстоящего воздействия почти всегда требуются уточнения. Они делаются в форме конкретных вопросов, побуждающих к простому решению "Да/Нет" или к выбору теперь уже из небольшого числа вариантов. Эти вопросы лучше всего задавать по одному, каждый раз на чистом экране и каждый раз оставляя возможность отказаться от процесса и вернуться на исходную позицию. Такой порядок обеспечивает сосредоточенность, последовательность и целеустремлённость, он легко запоминается, при нём каждый шаг осуществляется одними и теми же движениями, так что после некоторой практики многое делается почти рефлекторно. Возможно другое решение: уточняющие вопросы задаются все сразу на одном экране. К этому легко склоняется программист, увлечённый приёмами Web-технологии - чекбоксами и комбобоксами. Я считаю, что в большинстве случаев это менее эргономично, а главное - менее адекватно психологически. К слайдам 7-12.
Недвусмысленность указаний об очередных действиях - важнейшее условие ориентировки. Врачу в каждый момент должно быть абсолютно ясно, что и как надо делать, что последует за тем или иным щелчком или нажатием клавиши, он не обязан догадываться или "понимать интуитивно". Поэтому во всех случаях, где необходимые действия не очевидны или возможны разночтения, на экране даются пояснения. Одни из них появляются только при установке фокуса на том поле, где действия можно представить себе по-разному (после смещения фокуса пояснение исчезает). Другой род пояснений - инструкции и напоминания, постоянно находящиеся на экране. После небольшой практики врач перестаёт нуждаться в таких комментариях, но, ставши привычными, они не мешают, если выделены шрифтом, курсивом или взяты в рамку, отделяющую их от основных ориентиров. Основные ориентиры - это, как правило, помещённые в центре поля зрения вертикальные меню, выбор из которых осуществляется любым из трёх способов: клавишей Enter, щелчком мыши или "горячими" клавишами. В качестве последних используются только те, которые не зависят ни от регистра, ни от раскладки клавиатуры, - это цифры и так называемые "серые клавиши". Те и другие расположены на клавиатуре наиболее удобным способом.. Кроме того, на экранах для ввода данных используются функциональные клавиши. Они очень хороши для вызова вспомогательных процедур, однако врач должен видеть (а не помнить), что именно вызывает каждая такая клавиша на данном экране. Поэтому в нижней части экранов выдаются соответствующие пояснения, причём щелчок по тексту пояснения действует так же, как нажатие клавиши. В большинстве случаев на разных экранах одним и тем же функциональным клавишам соответствуют сходные процедуры. Стереотипность отображения одинаковых процедур - важное условие быстрой ориентировки. К слайдам 13-22.
Хотя каждый справочник легко упорядочивается по алфавиту или по кодам, это в большинстве случаев не эффективно: первые слова элементов справочника далеко не всегда ключевые, а коды не запоминаются, да и не обязан врач их запоминать. Как правило, упорядочивать большие справочники, чтобы легко в них ориентироваться, надо по логике их содержания. Поэтому в системе используются указатели - оглавления справочников, позволяющие выбрать нужный раздел, а уж его представить упорядоченным по формальным признакам, чаще всего по алфавиту. Есть и универсальный приём ориентировки - поиск по ключевым словам. Программе можно задать и одно слово, и больше. В последнем случае надо указать, что именно хочет пользователь: выбрать строки, где есть сочетание этих слов, или все строки, содержащие хотя бы одно из них. На экране появятся только те записи справочника, которые удовлетворяют заданному условию. Теперь в ограниченном списке нужные данные легко находятся и вводятся в историю болезни. Такой способ предпочтителен в справочниках, где наименования часто не являются строгими, общепринятыми, не имеющими равнозначных синонимов. Таковы "Операции и процедуры", "Лабораторные исследования", "Осложнения". К слайдам 23-27.
Когда основным элементом списка или справочника является фамилия, естественно представлять данные в алфавитном порядке. Поиск в таких списках легче всего осуществлять набором начальных букв: Ввод каждой следующей буквы перемещает фокус на первую запись с заданным сочетанием, так что после 3-4 нажатий в поле зрения оказывается именно та область списка, где должна быть искомая фамилия. При таком поиске программа не обращает внимания на регистр вводимых букв. Кроме того, результат ввода не зависит от раскладки клавиатуры в данный момент: "зная", что речь идёт только о наименованиях на русском языке, программа воспринимает нажатие клавиши в соответствии с тем, что обозначено не ней кириллицей. К слову сказать, сходным приёмом врач может воспользоваться для поиска в справочнике лечебных средств, а также в справочниках "Операции" и "Диагнозы". В двух последних случаях вводятся первые символы не наименований, а запомнившихся врачу кодов, причём здесь использован обратный приём: программа воспринимает нажатие клавиши в соответствии с тем, что изображено на ней латиницей. К слайду 28.
Ориентировка в системе обеспечивается рациональным упорядочиванием информации на экране, стереотипными приёмами навигации и строгим дизайном. Система не должна демонстрировать себя, заранее выставлять свои достоинства, последние надо просто проявлять в нужный момент. Задача в том, чтобы показывать врачу его работу, не отвлекая от целей, которые он себе выбирает, не навязывая ничего специфически "компьютерного", кроме пользования клавиатурой и мышью: ни программистских терминов, ни эффектных украшений - строгий текст, чистый русский язык, медицинская терминология и логика, ничего более. Работа в системе должна быть понятной и обычной для каждого медика, отличаясь от традиционных условий только рациональностью и точностью. Принципиальная особенность, необычность автоматизированной системы вовсе не в том, что надо научиться в ней ориентироваться, это как раз должно быть простым и естественным. Необычность в другом - в том, что система активна по отношению к самой медицинской деятельности: она ориентирует врача не в своём устройстве, а в его собственных профессиональных заботах и задачах. Вот для этого используются специальные и необычные средства, не имеющие аналогов в традиционной практике. О них - на следующих уроках. Конец 12-го урока. |