C 22.08.2012 все инсталляторы и обновления 20 программ системы управления ЛДП |
ВРАЧУ, ЗАВЕДУЮЩЕМУ ОТДЕЛЕНИЕМ, ГЛАВНОМУ ВРАЧУ - ВВЕДЕНИЕ. Лечащим врачам, заведующим отделениями и главным врачам надо дать ясное представление о том, что и как улучшат современные информационные технологии в их повседневной работе. Пока они это не увидят, пока сами на станут желать, не станут требовать этого от разработчиков МИС, информатизация здравоохранения будет сводиться к внешним эффектам: составлению отчётов, электронной регистратуре, телемедицине, единому информационному пространству. Ясное и детальное представление надо дать "весомо, грубо, зримо", на конкретных примерах, причём таких, которые медик может сам "пощупать руками". Традиционные руководства пользователя, а тем более - рекламные тексты сами по себе тут не годятся. К ним нужен весь продукт, убедителен только он. Предлагаемые презентации - попытка в этом направлении. Все уроки основаны на много лет функционирующей системе управления лечебно-диагностическим процессом (АСУ ЛДП), которую каждый придирчивый любитель "пощупать" может за несколько минут скачать и развернуть хоть на своём ноутбуке. Упомянутую систему можно упрекнуть в использовании устаревших технических средств, но меня такие замечания не смущают. Я слышу их последние 20 лет, а система всё трудится и развивается, оставаясь неприхотливой, понятной и полезной. Она впитала опыт прекрасных врачей и великолепных организаторов, и этот опыт хорошо налаженной работы передаёт всем. В конце концов, отдать всем - мой долг перед множеством медиков, повседневно шлифовавших всё, что было создано. Вместе с тем, это вовсе не реклама конкретной системы. Последняя - не идеал, там есть что улучшать, но она представляет собою теоретически обоснованную имитационную модель рационального лечебно-диагностического процесса, а такая основа - важное условие эффективности МИС. Именно поэтому АСУ ЛДП полезна в качестве примера. Урок 1. Доступность МИС для предварительного знакомства. ЗАМЕТКИ К СЛАЙДАМ.
Систем, с которыми можно детально познакомиться заранее, почти нет. Общие описания и отдельные копии экранов, как правило, не сопровождаемые комментариями, не дают представления о реальном использовании АРМа врача, а то, что обычно называют демо-версиями, - всего лишь специально подобранные разработчиком немногочисленные фрагменты. Между тем, вообще-то существует практика временного бесплатного использования программных продуктов. На примере моей системы, рассчитанной как на небольшие больницы, так и на крупные многопрофильные объединения, можно убедиться, что полноценную МИС нетрудно за несколько минут скачать и установить на обычном компьютере или ноутбуке, а потом упражняться с нею, как угодно,. советоваться с сотрудниками, задавать вопросы разработчику. А уж тогда решать: приобретать - не приобретать. К слову, для разработчика тут есть своя польза: пытливые люди часто забираются в такие уголки системы, которые редко используются на практике. Забираются и извещают о найденных там дефектах; без них эти огрехи всплыли бы не скоро. Мои демо-версии были именно такими, полноценно работающими ограниченный срок. Теперь они не нужны, потому что все программы бесплатны Так что не о рекламе моя забота, а о том, почему всё-таки медикам чаще всего предлагают кота в мешке. Одно весомое объяснение есть: медицинские системы делаются такими, что ни поместить их на обычный компьютер, ни временно поупражняться с ними простой смертный не может по техническим причинам. Конечно, хочется спросить, почему же их такими делают. Но никуда не деться: приходится допустить, что изменить существующее положение или чем-нибудь его компенсировать уже нельзя. Тогда тем более надо изложить обширные перечни характеристик, с помощью которых, расспрашивая разработчика и рассматривая картинки, медик может составить собственное детальное представление о пользовательских свойствах МИС. К слайду 6.
Система, на примере которой построены эти уроки, рассчитана на всех, кто в поликлинике и в стационаре вводит информацию о пациенте или пользуется ею. Это лечащие врачи и врачи лабораторий, медсёстры и лаборанты, медицинские статистики, эксперты и контролёры. Это все медицинские подразделения, которые могут быть в больнично-поликлиническом объединении, их заведующие, главный врач и его заместители. Ещё для поддержания нескольких местных справочников (цены, сотрудники) к системе имеют доступ экономист, бухгалтер и работник отдела кадров. Пользователю надо гарантировать, что информационная система будет соответствовать любому развитию его учреждения, что он не попадёт в ситуацию, когда для новых условий ему придётся дополнять свою систему другими, чужеродными продуктами. В используемом примере есть один пробел: отсутствует регистратура поликлиники. Так уж сложилось. Функции регистратуры и её связи очень просты в сравнении с АРМами врачей. Соответственно, выигрыш от её автоматизации не так велик, а потому каждая новая возможность приобрести компьютеры использовалась для рабочих мест врачей, а не регистраторов. Спору нет, автоматизировать регистратуру надо, благо это несложно. Справедливости ради, отмечу, что регистратура для консультативной поликлиники в составе областного многопрофильного стационара в нашем примере есть. К слайду 7.
МИС, охватывающая весь лечебно-диагностический процесс, не может не развиваться вместе с ним. В противном случае она будет его тормозить. Пополняются системные справочники, появляются новые отчёты, видоизменяются функции, обнаруживаются и дефекты, требующие устранения. То одни, то другие составные части системы надо обновлять. В этой проблеме две стороны. Первую - как разработчик узнаёт о новых потребностях и как быстро их удовлетворяет - мы рассмотрим в другом уроке. Вторая - как получить и установить обновление - сродни общей проблеме установки МИС. В моей системе пользователь сам скачивает обновление с сайта разработчика и сам его устанавливает, тратя на каждую из операций по 5-10 секунд. Догадываюсь, что многие разработчики сочтут это для себя неприемлемым. Готов признать это как факт, но тогда должны предлагаться механизмы, позволяющие пользователю получать и устанавливать обновления если не за секунды, то хотя бы в пределах 1-2 рабочих дней. К слайду 8.
Необходимое свойство МИС - модульность. Не всем нужно всё. Никогда не нужно автоматизировать всё сразу. Есть необходимый минимум, с него и надо начинать. Для стационара это АРМ "Приёмный покой", АРМ врача стационара, комплекс "Управление стационаром". Для поликлинического учреждения - АРМ врача поликлиники, "Управление поликлиникой" и комплекс "Учёт и анализ заболеваемости (Статталон)". В каждом из этих минимумов изолированные компоненты либо неполноценны (АРМы врачей, Статталон), либо вообще не работают, - они нужны только в комплексе. Но всё остальное можно добавлять потом, шаг за шагом. До тех пор симбиоз автоматизированных и неавтоматизированных разделов лечебно-диагностического процесса может работать вполне успешно. Модульность развязывает главному врачу руки, поскольку и финансовые, и организационные, и психологические соображения побуждают его к постепенности, к этапности в таком важном деле, как переход от традиционной работы к автоматизированной. К слайду 9.
Модули МИС многочисленны и обеспечивают очень большое количество функций. База данных накапливает непрерывно растущую обширную медицинскую информацию. То и другое должно для страховки регулярно копироваться. На всё это требуется место на магнитных носителях. Однако эти запросы не идут ни в какое сравнение даже с мощностью сегодняшнего ноутбука, на котором может быть и 200 ГБ дисковой памяти, и больше. Утверждаю это на том основании, что именно на таком компьютере размещаю 10-летнюю базу данных областной больницы, через которую в год проходит 20 тысяч пациентов. И резервные копии здесь, и исходные тексты программ, и, разумеется, много всего того, что есть у каждого, кто работает за компьютером постоянно. И свободного места ещё очень много. Вычислительная техника в своём развитии ещё 10 лет назад ушла за пределы, в которых вопрос о быстродействии и дисковой памяти имеет хоть какую-то остроту.. Впрочем, стоит сделать оговорку. 20 лет назад программисты старательно изыскивали способы экономного расходования ресурсов компьютера. Эти старания распространялись и на программы, и на базы данных, они и позволяли получать на технике, уступающей сегодняшней 2-3 порядка, те самые эффекты, которые есть сейчас. Я не вижу причин, по которым от такой экономии стоит отказываться. Она не только бережет ресурсы, но и способствует качеству программ. К слайду 10.
Когда врачу надо работать с информацией, рабочее место соедует предоставить ему немедленно, после первого щелчка мышью. Открыв первый экран, система ещё не знает, что именно хочет делать пользователь, поэтому она предлагает ему полный обзор функций. С другой стороны, если речь идёт об АРМе врача, то самая частая функция здесь - ведение истории болезни. На этом пункте меню и устанавливается курсор при входе. Достаточно нажать Enter или щёлкнуть, чтобы приступить к работе с пациентами. Система должна выбирать для врача самые прямые пути, отвлекая его от цели лишь при явной необходимости. При входе на первый экран авторизация пользователя не является такой необходимостью, она понадобится лишь в разделах, где можно изменять данные. Поэтому начинать с неё неправильно. В разделы, где предусмотрен только вывод данных, их чтение или распечатка, может работать каждый сотрудник, который вообще допускается к компьютеру системы. Сегодня намечается увлечение защитой информации. Нет спору, защита нужна, только от чего? От несанкционированного ввода, исправления, удаления - бесспорно. Что же касается чтения, то вполне достаточно тех способов, которыми во всех больницах традиционно защищаются истории болезни, лежащие в шкафах и на столах рабочих помещений. Посторонние сюда не заходят, помещения запираются. Если этого достаточно без компьютеров, то почему недостаточно с ними? Есть тут, конечно, свои тонкости. Например, хорошо ли, если врач со своего компьютера будет читать истории болезни другого отделения или другого врачебного участка? Так тут и надо потребовать пароль. Везде, где автоматизация создаёт возможности пользователю со своего рабочего места заглянуть в чужое, спрашивайте пароль. В остальных случаях это не излишество. Целеустремлённая работа означает устранение всего лишнего на пути к цели. Скажете, мелочь? Но вся работа с компьютером состоит из мелочей, из великого множества мелочей. Шлифовать мелочи - главное занятие разработчика МИС. Нам ещё не раз предстоит к этому вернуться. К слайдам 11-20
Пользователь должен легко ориентироваться в возможностях системы. Для этого служат ключевые экраны, те, которые показывают все её функции. Ключевым должен быть уже первый экран каждого модуля, чтобы полный обзор предлагался сразу после щелчка по иконке. Вклиниться сюда могут только напоминания о важных нерешённых делах (об этом - в других уроках). Ключевой экран каждого модуля сообщает об особенностях его настройки на конкретные условия применения и демонстрирует его функциональные возможности. Показываются все группы функций и отдельные самые важные и частые функции. Но не всё их многообразие умещается на экране, а уходить за его границы, добавляя скроллинг, - значит всё-таки потерять в информативности. Поэтому второстепенные функции вынесены на отдельный экран - "Вспомогательные процедуры", а на первом экране предложена одноимённая ссылка. Таким образом, после появления первого экрана любую функцию можно вызвать одним или двумя щелчками либо нажатием одной-двух клавиш. Наш пример основан на распределённой базе данных, когда каждое отделение стационара и каждый врачебный участок помещает свои истории болезни на своём компьютере. Обмен данными между врачами и с центром осуществляется автоматически: всё необходимое, включая дубликаты историй болезни, передаётся через сервер, а при отсутствии сети - через флешку. Догадываюсь о скептических улыбках в этом месте. Но Россия велика и небогата, а потому нет ничего зазорного в том, что автоматизацию можно использовать и там, где ещё не хватило сил или средств на сеть, да и вообще на то или иное оборудование.. При распределённой базе данных нужны дополнительные функции, связанные с обменом и копированием, при централизованной они не нужны. На слайдах эти функции помечены. Ключевой экран отличается тем, что предлагает большой и разнообразный по содержанию выбор, выбор направления деятельности. Как только этот выбор сделан, всё лишнее надо удалить, сосредоточив врача на его цели. На смену предельной информативности приходит целеустремлённость. В АРМах врача (и в поликлинике, и в стационаре) есть ещё один ключевой экран - первый экран в разделе "Ведение истории болезни". На нём - паспортные данные пациента, некоторые важнейшие сведения о его состоянии, фамилия работающего пользователя и всё многоообразие функций лечебно-диагностической и организационной работы врача с пациентом. Здесь тоже умещается не всё, поэтому ряд вспомогательных функций вынесен на экран "Дополнительные процедуры", а с ключевого экрана к ним ведёт одноимённая ссылка. По сути, оба вида ключевых экранов - обширные и очень разнообразные меню. Чтобы быстро в них ориентироваться, требуется, по возможности, логическая упорядоченность содержания и однотипность. То, что показано, - результат довольно долгого поиска методом проб и ошибок. Идеала здесь не добиться, но на каждый АРМ таких многообразно нагруженных экранов - лишь один или два плюс общее правило: если чего-то тут не хватает, значит это найдётся во "Вспомогательных" (или "дополнительных") процедурах. С таким порядком врачи быстро осваиваются. Зато дальше каждый экран - путь к определённой цели, где не нужно тратиться на ориентировку. К слайду 21.
Есть и другие взгляды, и даже совсем другие. Иные декларируются, большинство просто молча реализуется. Недостатка в явных и неявных оппонентах тут не будет. Да и понимаю я, что можно и по-другому, и лучше. Вот только эти другие подходы обычно сводятся к ограничениям пользователя: к неполноте структуры МИС, к зависимости от разработчика при установке и обновлении программ, к недостаточной модульности, к повышенным запросам в отношении техники. С этим нельзя согласиться. Нельзя прниять и аргументацию таких ограничений, будто одно вынуждено технически, а другое вообще врачам не нужно (разработчики, не будучи медиками, почему-то решаются и на такие заключения). У меня на все "невозможно" один ответ: если недорогими старыми способами можно обеспечить простоту, полноту, доступность, компактность, модульность, информативность, то при более современных и дорогих средствах это надо сделать тем более. Впрочем, моя задача - не спорить, а возможно яснее показать что и как можно сделать. И для этого использовать своё особое преимущество: любой может легко скачать, установить, запустить мои программы и на них всё проверить. Как минимум, скачайте с сайта www.vmtavr2.narod.ru три инсталлятора: базовый (ldpbaza.exe), АРМ врача поликлиники (inpoli02.exe) и АРМ врача стационара (instac02.exe). Запустите их у себя один за другим (сначала базовый). Появится папка c:\ldp и две иконки на рабочем столе. Удалить всё можно простым удалением папки c:\ldp. Конец 1-го урока. |