Этапы внедрения |
Внедрение системы управления
лечебно-диагностическим процессом четко разделяется на этапы
Этап первый –
подготовительный. Он может
длиться как угодно долго и состоит в том, что потенциальный пользователь
знакомится с системой, с методологией, на которой она основана, с правилами
поведения, которая она навязывает, как это и полагается для системы
управления. Сюда же входит материально-техническая и юридическая подготовка.
При этом не имеет смысла ставить задачу широкого
ознакомления с системой всего врачебного коллектива (“единственный способ
узнать вкус пудинга - съесть его”).
|
Этап второй –
запуск. Он занимает 2
недели, и состоит в том, чтобы установить в учреждении или в части его
подразделений автоматизированные рабочие места, заполнить их актуальной на сегодня
медицинской информацией о пациентах, показать врачам и медстатистикам, как надо
обращаться с компьютером, и получить первые ежедневные и еженедельные сводки.
Запуск осуществляется группой внедрения. В неё входят руководители учреждения
(главный врач или его первый заместитель), специалисты по внедрению из
учреждений, участвующих в разработке и поддержку системы, и - желательно - те
активные врачи, которые интересуются автоматизацией и умеют обращаться с
компьютером. Специалисты по внедрению фактически осуществляют руководство
запуском.
Этап третий –
отладка эксплуатации.
Отладка относится не к системе, а к руководителям больницы и отделений: они
осваивают приемы управления в новых условиях. Специалисты по внедрению
выступают на этом этапе в роли консультантов.
Этап четвертый –
эксплуатация и развитие.
Он никогда не заканчивается. Роль практиков состоит в том, чтобы сообщать
разработчику о новых запросах. Роль разработчика – достраивать и перестраивать
те или иные фрагменты системы.
Этапность можно понять и по другому. Руководитель
учреждения всегда интересуется, можно ли автоматизировать не все объекты сразу,
а по частям, с чего начать. Нередко
хотят начать со второстепенного – с регистратуры, с
лабораторий, приёмного покоя, с создания сети. Привожу свой ответ на вопрос
такого рода, полученный от руководителя одной поликлиники.
Чтобы
сделать комплексную систему управления поликлиникой, надо начинать с главной, системообразующей части комплекса - с АРМа участкового
врача. АРМсразу, с первых недель ведёт к совершенствованию деятельности
врача иуправления ею со стороны руководителей.
Это проявляется в улучшении работы с больными 3-й и 4-й групп учёта, в
улучшении выявления ранних форм заболеваний, а через полгода - и более
благоприятным движением диспансерных контингентов.
При двухсменной работе во врачебном кабинете оба АРМа
располагаются на одном компьютере.
Вводить АРМы можно поэтапно,по отделениям: сначала
одно отделение участковых терапевтов, потом второе. Но уже при вводе первого отделения надо сразу в кабинете медстатистики
установить программы "Управление поликлиникой" и
"Статталон" - оба необходимы для еженедельного и ежемесячного
анализа, управления и составления отчётов.
Детское отделение и женская консультация (если они есть в
составе поликлиники) могут быть выделены в отдельные этапы. Отдельный
этап - АРМыузких специалистов
Между этапами внедрения могут быть любые интервалы. Однако желательно,
чтобыучастковая служба была охвачена автоматизацией полностью
если не сразу, то за обозримый срок (3-4 месяца).
Если потом решают обеспечить АРМами и узких специалистов, то это тоже
желательно делать по отношению ко всем специалистам сразу или на протяжении 3-4 месяцев.
При более значительных паузах однородные объекты надолго оказываются по-разному
организованными и это создаёт неприятные проблемы в
управлении.
Для автоматизации специальных функций поликлиники есть сопряжённые
с АРМами врача комплексы "Управление экспертизой" (с анализом
смертности, инвалидности и онкозапущенности),
"Вакцинопрофилактика", "Больничный лист",
"Флюорография", "Профосмотр". Эти комплексы (по одному в
поликлинике) могут устанавливаться позднее или вообще не
устанавливаться, в зависимости от конкретных потребностей и
возможностей. То же относится к программе "Лаборатории и диагностические
кабинеты", позволяющей при наличии сети передавать результаты исследований
прямо в электронную историю болезни.
Каждый комплекс сразу, в ближайшие недели или месяцы даёт свои ощутимые выгоды,
потому что каждый обеспечивает и врачей и руководителей сведениями о том, где,
что и когда надо сделать, поправить, предупредить.
Всё описанное на любом этапе может функционировать и в
сети, и без сети, и при частичном охвате сетью имеющихся в поликлинике
компьютеров.