Лечебно-диагностический процесс

Этапы внедрения

Внедрение системы управления лечебно-диагностическим процессом четко разделяется на этапы

Этап первый – подготовительный. Он может длиться как угодно долго и состоит в том, что потенциальный пользователь знакомится с системой, с методологией, на которой она основана, с правилами поведения, которая она навязывает, как это и полагается для системы управления. Сюда же входит материально-техническая и юридическая подготовка. При этом не имеет смысла ставить задачу широкого ознакомления с системой всего врачебного коллектива (“единственный способ узнать вкус пудинга - съесть его”).

Этап второй – запуск. Он занимает 2 недели, и состоит в том, чтобы установить в учреждении или в части его подразделений автоматизированные рабочие места, заполнить их актуальной на сегодня медицинской информацией о пациентах, показать врачам и медстатистикам, как надо обращаться с компьютером, и получить первые ежедневные и еженедельные сводки. Запуск осуществляется группой внедрения. В неё входят руководители учреждения (главный врач или его первый заместитель), специалисты по внедрению из учреждений, участвующих в разработке и поддержку системы, и - желательно - те активные врачи, которые интересуются автоматизацией и умеют обращаться с компьютером. Специалисты по внедрению фактически осуществляют руководство запуском.

Этап третий – отладка эксплуатации. Отладка относится не к системе, а к руководителям больницы и отделений: они осваивают приемы управления в новых условиях. Специалисты по внедрению выступают на этом этапе в роли консультантов.

Этап четвертый – эксплуатация и развитие. Он никогда не заканчивается. Роль практиков состоит в том, чтобы сообщать разработчику о новых запросах. Роль разработчика – достраивать и перестраивать те или иные фрагменты системы.

 Этапность  можно понять и по другому. Руководитель учреждения всегда интересуется, можно ли автоматизировать не все объекты сразу, а по частям, с чего начать. Нередко хотят начать со второстепенного – с регистратуры, с лабораторий, приёмного покоя, с создания сети. Привожу свой ответ на вопрос такого рода, полученный от руководителя одной поликлиники.

Чтобы сделать комплексную систему управления поликлиникой, надо начинать с главной, системообразующей части комплекса - с АРМа участкового врача. АРМсразу, с первых недель ведёт к совершенствованию деятельности врача иуправления ею со стороны руководителей. Это проявляется в улучшении работы с больными 3-й и 4-й групп учёта, в улучшении выявления ранних форм заболеваний, а через полгода - и более благоприятным движением диспансерных контингентов.

При двухсменной работе во врачебном кабинете оба АРМа располагаются на одном компьютере.

Вводить АРМы можно поэтапно,по отделениям: сначала одно отделение участковых терапевтов, потом второе. Но уже при вводе первого отделения надо сразу в кабинете медстатистики установить программы "Управление поликлиникой" и "Статталон" - оба необходимы для еженедельного и ежемесячного анализа, управления и составления отчётов.

Детское отделение и женская консультация (если они есть в составе поликлиники) могут быть выделены в отдельные этапы. Отдельный этап - АРМыузких специалистов

Между этапами внедрения могут быть любые интервалы. Однако желательно, чтобыучастковая служба была охвачена автоматизацией полностью если не сразу, то за обозримый срок (3-4 месяца).

Если потом решают обеспечить АРМами и узких специалистов, то это тоже желательно делать по отношению ко всем специалистам сразу или на протяжении 3-4 месяцев.

При более значительных паузах однородные объекты надолго оказываются по-разному организованными и это создаёт неприятные проблемы в управлении.

Для автоматизации специальных функций поликлиники есть сопряжённые с АРМами врача комплексы "Управление экспертизой" (с анализом смертности, инвалидности и онкозапущенности), "Вакцинопрофилактика", "Больничный лист", "Флюорография", "Профосмотр". Эти комплексы (по одному в поликлинике) могут устанавливаться позднее или вообще не устанавливаться, в зависимости от конкретных потребностей и возможностей. То же относится к программе "Лаборатории и диагностические кабинеты", позволяющей при наличии сети передавать результаты исследований прямо в электронную историю болезни.

Каждый комплекс сразу, в ближайшие недели или месяцы даёт свои ощутимые выгоды, потому что каждый обеспечивает и врачей и руководителей сведениями о том, где, что и когда надо сделать, поправить, предупредить.

Всё описанное на любом этапе может функционировать и в сети, и без сети, и при частичном охвате сетью имеющихся в поликлинике компьютеров.

Hosted by uCoz