Лечебно-диагностический процесс

О ЕЖЕДНЕВНОЙ СВОДКЕ ОТДЕЛЕНИЯ

 Ежедневная сводка отделения - Ваша программа на день. Ежедневная сводка выводится нажатием клавиши “+”. Если врачи своевременно вносят информацию в истории болезни, если то же самое делают дежурные врачи, если старшая сестра, сестра хозяйка и Вы сами своевременно регистрируете в АРМе возникновение и решение общих проблем отделения, то сводка в любой час дня и ночи является полным отражением состояния ваших дел. Ординаторам она напоминает о том, что надо сделать с их пациентами, для старшей медицинской сестры содержит претензии врачей к медсестрам, для сестры-хозяйки - перечень нерешенных хозяйственных проблем, для зашедшего в ординаторскую главного врача и его заместителей - ориентиры для ответа на большинство возникших у них вопросов. Для Вас она - программа действий на день.

Сводка нужна Вам ещё до утреннего рапорта в отделении. Она позволяет сориентироваться в последних событиях и быстро наметить то, что надо обсудить или уточнить. Поэтому утром её лучше иметь в напечатанном виде. Можете печатать её сами, но лучше установить такой порядок, когда перед Вашим приходом её распечатывает дежурная медицинская сестра. Никто не мешает Вам выводить сводку на экран или на печать и в любое другое время, если надо быстро вникнуть в ту или иную проблему. Всегда полезно просмотреть её на экран незадолго до окончания Вашего рабочего дня, когда врачи уже внесли в истории болезни всё новое. Это позволит доделать самое необходимое и отдать дополнительные распоряжения дежурному врачу. Для последней цели можно, находясь в главном меню АРМа, нажать клавишу F1 (“Пояснительные тексты”), затем F5 (“В сводку для дежурного врача”), а после этого ввести любой адресованный дежурному врачу текст. Разумеется, дежурные врачи должны строго соблюдать правило, по которому обходу отделения должно предшествовать ознакомление с ежедневной сводкой на экране.

Сводка отражает движение больных по состоянию за истекшие сутки (на 24-00), перечисляя пофамильно поступивших, переведенных, выписанных и умерших. Отдельно перечисляются поступившие за текущие сутки (после полуночи), подготовленные к переводу и выписке, а также те, чьи истории после убытия, по каким-то причинам не перенесены на дискете в архив больницы.

Истории болезни вновь поступивших появляются в базе данных пятью путями: они могут быть заведены Вашим ординатором или дежурным врачом прямо в АРМе отделения либо переданы на дискете из другого отделения больницы, из приёмного покоя или из поликлиники. В сводке рядом с фамилией поступившего указываются палата и лечащий врач. Если номер палаты - ноль, значит больной лежит в коридоре. Если не указана фамилия врача, значит, история болезни заведена на дежурстве и лечащий врач к ней ещё не прикоснулся. Всё это помогает Вам распределять поступивших между ординаторами, своевременно знакомиться с новыми пациентами, следить за оформлением документов при выписке, рационально распоряжаться коечным фондом отделения.

Важнейшая информация сводки - сортировка больных отделения по ряду признаков (так как это не взаимоисключающие признаки, одна и та же фамилия может быть в нескольких перечнях). Тяжело больные и все больные с факторами риска - это те, о ком Вам должны доложить на рапорте. Тяжело больных, сверх этого, Вам надо навестить в палате, чтобы иметь собственное представление об их состоянии. Кроме того, в историях тяжело больных должны были появиться вечерние записи дежурного врача - убедитесь в их наличии и полноценности. Своё недовольство действиями дежурного врача можно отразить в пункте “Замечания заведующего” в главном меню АРМа - Ваши претензии попадут в недельную сводку для главного врача.

Рядом с фамилиями пациентов выводятся фамилии лечащих врачей и даты, соответствующие установлению того или иного признака. Это позволяет видеть, как долго больной находится в тяжелом состоянии, сколько дней существует фактор риска. Вы можете не обнаружить в упомянутых перечнях тех, кого считаете сложными и тяжелыми, или, наоборот, посчитать, что некоторые фамилии из перечня пора исключить. Оба случая - повод для предметного обсуждения с лечащими врачами, для сопоставления мнений и выработки единой позиции.

Перечень больных на консультации позволяет проверить подготовленность к визитам специалистов, предупредить ненужные консультации, наметить себе встречу с консультантом. Здесь легко выявляются ординаторы, склонные к избыточным и преждевременным консультациям. При этом Вы лично приглашаете консультантов только для экстренных консультаций - остальные приглашения уже разослала главная медицинская сестра больницы, получающая такие же списки одновременно с Вами (заметьте, что с её уровня это выглядит, как приглашение от главного врача). Так что не тратьте времени на звонки консультантам.

Ваша реакция на перечни “Не собран клинический минимум”, “Подготовлены к клиническому разбору” очевидна, надо лишь подчеркнуть, что в первый из них заносятся только те больные, которые остаются без минимального обследования более 3 дней.

Три перечня связаны со сроками контроля, намеченными врачами в историях болезни. В первом - больные, в отношении которых врачи ещё не разу не сформулировали плана действий. Во втором - те, у которых планы нарушены. В третьем - те, чье положение надо обсудить сегодня, чтобы наметить очередной этап обследования и лечения. Что делать с первыми двумя, ясно: просить объясниться лечащих врачей. Третий же указывает Вам на благоприятный момент для личного участия в принятии очередных врачебных решений. Кроме того, число пациентов одного и того же врача в третьем перечне характеризует его сегодняшнюю интеллектуальную нагрузку, степень ответственности предстоящей ему сегодня работы. Когда эта нагрузка особенно велика, Ваша помощь может оказаться очень кстати.

Главный адресат информации в разделах “Задержка консультаций”, “Отсутствие медикаментов” и “Организационные трудности” - не Вы, а главный врач. Только на его уровне решаются соответствующие проблемы. Однако и для Вас эта информация полезна, по крайней мере, в трёх аспектах. Во-первых, убедитесь, что она полна. О проблемах этого рода надо сообщать только через систему сводок: устные заявления на планёрках могут вызвать самое большее справедливый упрёк в том, что Вы нарушаете технологию управления (когда врачу чего-то недостаёт, надо не говорить об этом, а сделать в истории болезни соответствующую пометку, не интересуясь причинами задержек и дефицитов). Во-вторых, можно проверить обоснованность сигналов о проблемах: будет лучше, если их ошибочность обнаружите Вы, а не главный врач. В-третьих, полезно поинтересоваться, как действует врач в неблагоприятных условиях, - ему может пригодиться Ваш своевременный совет.

Аналогичный смысл имеет раздел “Хозяйственные проблемы”. Всё, что с первого раза не могут получить от соответствующих служб старшая медицинская сестра и сестра хозяйка, должно быть отражено в АРМе врача, чтобы запросы были назавтра переданы вверх. Ваша же роль сводится к слежению за полнотой и обоснованностью этих сигналов.

Как большинство выходных документов системы управления, распечатка ежедневной сводки отделения может играть троякую роль. Когда утром заведующий пометил для себя фамилии больных, в проблемы которых он должен вникнуть, сводка становится планом действий. В течение дня пометки о сделанном превращают её в протокол событий, а к концу дня - в отчёт, полезный и для самооценки, и для различных обсуждений (с ординаторами, с дежурным врачом, с главным врачом).

Особое значение ежедневная сводка имеет для повседневной сравнительной оценки Ваших ординаторов. Изо дня в день Вы можете совершенно точно сопоставлять их по общей нагрузке, по числу тяжелых и сложных больных, по частоте обращения к консультантам, по соблюдению сроков обследования и контроля, по требовательности к медицинским сёстрам и направляющим учреждениям, наконец, по их способности изменяться под Вашим воздействием. Вы получаете здесь сравнительную характеристику стиля работы врачей - это важное дополнение к оценке количества и качества работы, выполняемой за те или иные иной отрезки времени

Hosted by uCoz