В справочник

ПРЕДМЕТНЫЙ СПРАВОЧНИК
Дефекты ведения болльнх: выявление и предупреждение

Средства выявления дефектов

1. Обращайте внимание на сигналы "Ежедневной своки".

Нет лечащего врача.

Не собран клинический минимум.

Не поставлен диагноз.

Нет сроков контроля.

Пропущены сроки контроля.

Затребованные консультации (неподготовленность? избыточность?).

Нет листка нетрудоспособности у работающего.

Больные, слишком давно подготовленные к клиническому разбору.

Организационные трудности

Обращайте внимание на давность дефектов.

Удивляйтесь, если нет больных с факторами риска.

Удивляйтесь, если на консультацию к заведующему нет никого.

Удивляйтесь, если никто не подготовлен к клиническому разбору.

Удивляйтесь, если организационных трудностей нет вообще.

2. Не проходите мимо прямых указаний в «Полной истории болезни"

Отсутствие анамнеза и статуса.

Отсутствие антропометрических измерений.

Отсутствие акушерского анамнеза

3. Не оставляйте без ответа автоматические вопросы.

Вопрос о риске ИБС.

Вопрос о риске аденомы простаты.

4. Пользуйтесь не реже 2 раз в неделю следущими «Списками».

"Не выполненные рекомендации и замечания".

"Выполненные рекомендации и замечания за последнюю неделю".

Удивляйтесь, если рекомендаций и замечаний врачам нет.

"Длительность госпитализации".

"Длительность больничного листа".

"Непрофильные заболевания и консультации при них.".

"Подготовленные к операции".

Удивляйтесь, если у хирургов нет подготовленных (обсуждённых) к операции.

"Нет анамнеза, статуса, дневников, анализов, измерений".

"Нет терапии» и «Произвольные назначения".

"Сведения о направляющих учреждениях"

Удивляйтесь, если замечаний направляющим учреждениям нет.

5. На обходе пользуйтесь распечаткой «Подготовка к обходу». В ней видны дефекты.

Несоответствие сроков, диагноза, возраста и назначений.

Необоснованные и нерациональные назначения.

Давно назначенное и не выполненное обследование.

6. Составляйте график операционного дня с помощью одноимённой функции.

Упущения в оценке факторов риска и обследовании (группа крови!).

7. В "Управлении стационаром регулярно пользуйтесь функциями контроля.

Сведения о дефектах ведения историй болезни.

Пациенты с датой убытия, но не выбывшие.

Диагнозы: избранные, отмененные; подстрочники.

Диагнозы непрофильные сопутствующие.

Диагнозы непрофильные основные.

Графики операций в отделениях.

Длительное пребывание в отделениях реанимации. 

Работающие - без листка нетрудоспособности.

Средства преодоления дефектов

1. Установленный и соблюдаемый регламент реакции на «Ежедневную сводку отделения

Большинство обнаруженных сводкой дефектов устраняется легко. Поэтому врач должен устранить их и отразить это в историях болезни безотлагательно, в тот же день.

Если для этого необходимо участие заведующего, о нём договариваются на утреннем рапорте. В конце рабочего дня заведующий должен по свежей сводке убедиться, что недостатки исправлены.

Утром ежедневную сводку надо печатать. Распечатка – руководство к действию для заведующего и врачей. Она должна быть на виду у всех постоянно.

2. Установленный и соблюдаемый регламент реакции на «Ежедневную сводку больницы 

Большинство обнаруженных сводкой дефектов устраняется руководителями стационара легко. Для этого надо обратить на эти дефекты внимание заведующего отделением, консультанта, заведующих диагностическими службами и аптекой, заместителя похозяйственной части. 

Как правило, достаточно телефонного звонка из кабинета главного врача или его заместителя.

В конце рабочего дня или назавтра утром руководитель должен по свежей сводке убедиться, что недостатки исправлены.

3. «Рекомендации врачу» и «Замечания врачу».

Каждый раз, когда руководитель что-нибудь поправляет в действиях врача (отменяет, меняет, добавляет), это надо зафиксировать в истории болезни в разделе «Рекомендации врачу». Выполнив рекомендацию, врач должен поставить там дату выполнения.

Каждый раз, когда руководитель усматривает вину врача (несоблюдение правил, невыполнение указаний), это надо зафиксировать в истории болезни в разделе «Замечания врачу». Отреагировав на замечание должным образом, врач обязан поставить там дату.

Эти средства позволяют врачу не забыть об указаниях старших. Одновременно ведётся учёт прямого участия руководителей в ведении больных и обеспечивается контроль за выполнением их указаний.

4. «Замечания медицинской сестре

Каждый раз, когда врач обнаруживает дефект в работе медсестры по отношению к конкретному пациенту, это надо зафиксировать в истории болезни в разделе «Рекомендации медсестре». Старшая медсестра, отреагировав на это замечание, ставит в этом разделе соответствующую вторую дату.

5. «Замечания предыдущему этапу».

Каждый раз, когда врач обнаруживает дефект в ведении больного на том этапе, откуда он был направлен в стационар, это надо зафиксировать в истории болезни в разделе «Замечания предыдущему этапу». Факт будет передан в сводку для главного врача и запомнится для последующего анализа.