О развитии и распространении МИС

48 ЛЕТ В «ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ».
Воспоминания разработчика медицинской системы управления

К оглавлению

Очерк пятьдесят второй.
Заметки на будущее. О возможном развитии и распространении МИС-Т

Вступая в будущее, полезно осознать прошлое. АСУ ЛДП была одной из реакций на информационный взрыв. Отечественную организацию здравоохранения, стройную, целеустремлённую, эффективную, накрыло взрывной волной. Целостности – медицинские специальности и лечебные учреждения – расчленялись на компоненты, каждый разрастался в самостоятельное целое, и эту усложняющуюся структуру надо было связывать, объединять, организовывать, чтобы использовать для успешной работы каждого врача с каждым его пациентом.

Сработал инстинкт самосохранения. Разрослась информация, которую должен помнить врач, – система управления взяла на себя функцию запоминания и напоминаний. Затруднились связи между участниками лечебного процесса – появились специальные каналы передачи информации. Усложнились повседневные решения врача и его руководителей – система взяла на себя подготовку этих решений. Не случилось ничего принципиально нового. Просто там, где всегда хватало личной памяти человека, личного общения и обычного здравого смысла, пришлось встроить технические средства работы с информацией. Это встраивание каждым своим отдельным актом преследовало всегдашнюю для всех медиков цель – эффективность медицинской помощи. АСУ ЛДП развивалась и сама собой распространялась, пока всем и каждому была важна эта цель.

Но к концу века маятник общественного умонастроения так далеко ушёл вправо, что в здравоохранении представления о должном вышли за пределы здравого смысла. В сознании общества, в сознании власти, в сознании организаторов показатели здоровья уступили “качеству услуг”, служение – услужению. Сменились цели и ориентиры. С той организацией здравоохранения, которая сложилась в девяностые годы, система, ориентированная на конечные результаты медицинской помощи, не совпадает.

Но похоже, что началось обратное движение. Если в здравоохранение и впрямь возвращается здравый смысл с оценкой всего и вся по показателям здоровья населения, то у МИС-Т, продолжательницы АСУ ЛДП, может быть будущее. Появятся главные врачи, заинтересованные в результатах, и система проявит свою способность распространяться без административного содействия, легко сосуществуя с другими системами.

Тут стоит заметить, что для цифровизации всего здравоохранения вовсе не требуется единообразия МИС. Пока не осмыслен опыт использования МИС, не прослежено их воздействие на результаты медицинской помощи, надо бы тратиться на накопление и изучение этого опыта, а не на попытки утвердить для всех что-то одно. Искомый опыт – это опыт главных врачей. Только у них можно узнать, как действует та или иная МИС в их руках и как на деле оправдываются замыслы разработчиков.

Естественный путь – предоставить главным врачам свободу выбора МИС с одним условием: система должна выдавать показатели здоровья контингентов обслуживания и сведения о затратах. Регулярное сравнение результатов этих показателей при разных МИС станет основанием для выбора. Цифровую трансформацию ЛДП не придётся внедрять административно. Регулярная сравнительная оценка главных врачей по результатам медицинской помощи – больше ничего не потребуется. Самые инициативные и успешные найдут то, что способствует их успеху. Они подадут пример другим.

Свобода выбора МИС не противоречит идее Единой государственной информационной системы здравоохранения. Я уже обосновывал это в статье об интегральной медицинской карте (ссылка внизу). Не надо связывать единство передаваемых государству сведений с единообразием систем в лечебных учреждениях. Первое необходимо и легко достижимо, второе несвоевременно и вредно.

О чём следует позаботиться, так это о методологическом обсуждении создания и использования МИС. Уже давно надо было бы выработать хоть какую-то общность в понимании назначения и задач МИС, наметить набор их функций, способы их развития по мере развития лечебных учреждений и самой медицины. Этого нет. Мои очерки были об этом. Я затронул в них почти всё, несколько слов остаётся сказать о развитии.

В МИС должна быть заложена способность к саморазвитию. Она предполагает постоянное взаимодействие пользователей с разработчиком. В АСУ ЛДП и её преемнице МИС-Т эта способность реализована по принципу человеко-модельных комплексов. Источник информации для развития – работающие в системе врачи. Они воспринимают всё новое из медицинской науки, техники, фармации, прилагают новые знания к своему опыту и формулируют запросы к разработчику по вложенным в систему правилам.

Запросы чаще всего сводятся к пополнению справочников средств лечения, операций и средств обследования, но время от времени требуются и новые функции: тесты, списки, аналитические таблицы. При использовании частных алгоритмов действий врача это могут быть основанные на опыте дополнения в тактику ведения пациента, развитие конкретных элементарных клинических ситуаций.

Обнаруживая несовершенства в системе, пользователь обоснованно отклоняется от её рекомендаций. Регламент работы в системе требует передавать информацию об отклонениях и предложения об изменениях разработчику. Разработчик обязан в предельно сжатые сроки учесть новую информацию в системе. Этот непременный компонент в системе – пружина развития. С ним система всегда остаётся на уровне развивающихся знаний и практики, об этом в первую очередь заботятся сами врачи.

Сказанное не означает, что дополнения в систему вносятся по принципу “требуют – сделаем”. Они проверяются на обоснованность и соответствие тому, что уже есть в системе. Необходимую для такой проверки компетенцию обеспечивают консультации с ведущими специалистами лечебного учреждения, а то и нескольких учреждений.

Изменения, которые время от времени, нужны то одним, то другим пользователям, должны становиться достоянием всех. В тех редких случаях, когда медицинская или организационная задача в разных учреждениях решается по-разному, система способна включать в себя разные варианты решения и предлагать пользователю выбор. Потом регулярный анализ сравнит варианты по их влиянию на конечные результаты.

МИС-Т, развиваясь вглубь и распространяясь вширь, способна расти вверх Её принципы и методы, во всей полноте выраженные в комплексах для поликлиники, легко переносятся на управление специализированными службами и всем здравоохранением территории. Если в одной системе работают однотипные лечебные учреждения, на них легко распространяется сравнительный анализ работы врачей и руководителей. Но и разнотипные ЛПУ и службы можно сравнивать между собою – по величине и динамике дисперсии результатов, получаемых подчинёнными каждого руководителя. На этом сравнении можно основывать моральное и материальное стимулирование сотрудников, в точности соответствующее вкладу каждого в общие результаты и побуждающие каждого совершенствовать свою работу в установленных анализом направлениях.

Целевое управление по отклонениям снизу доверху, понятное всем и каждому, МИС-Т способна обеспечивать в любом масштабе. Именно целевое управление, а не неопределённое информирование. Если бы не необходимость приноравливаться к конъюнктуре, эту систему следовало бы назвать АСУ ЛДП 2. В миниатюре её реализация в пределах административной территории уже была показано в самом первом очерке.

Для моих возможных последователей особого места в заметках на будущее заслуживают частные алгоритмы действий врача. Я в долгу перед этой темой и этот долг надо хоть как-то компенсировать. Об этом – ещё два очерка.

К теме.

Взаимодействие разработчика и пользователей МИС.

Структура, содержание и ведение интегральной электронной медицинской карты.

Так намерена ли власть оценивать себя и нас по конечным результатам медицинской помощи?

О враче.

О главном враче замолвите слово.