Цифровизация здравоохранения - образец системной цифровой трансформации

48 ЛЕТ В «ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ».
Воспоминания разработчика медицинской системы управления

К оглавлению

1993-1998 годы. Снова Тюмень.
Образец системной цифровой трансформации здравоохранения территории

Двухлетнюю паузу в распространении системы прервал Александр Иванович Макаров. Избранный медиками Тюмени на пост руководителя горздрава, он восстановил наше сотрудничество. В Тюмени всё сделанное к 1988 году работало. Теперь предстояло всё заменить автоматизированной системой, распространить её на весь город.

Для масштабных действий было всё: развитая автоматизированная система, готовность к ней нескольких крупных учреждений, решимость первого руководителя и, конечно, персональные компьютеры – они приобретались партия за партией.

Компьютерами оснащались не только лечебные учреждения, но и горздравотдел. Здесь появился вычислительный центр, его возглавила Светлана Валентиновна Каркавина, моя сподвижница со времён Новокузнецка. Моим постоянным спутником в длительных тюменских командировках стал Александр Батуевич Ербактанов. Вместе с А.И.Макаровым нас, опытных, было четверо, и мы трудились всласть, не покладая рук.

Трудности для врачей свелись к овладению клавиатурой и переносом информации из историй болезни в базы данных АРМов. Система вводилась сразу широко, так что никто не чувствовал себя случайным объектом для эксперимента. Доказывать, что компьютеры – прогресс, не приходилось. На экране компьютера было всё для общения с пациентом. Распечатка истории болезни выглядела привлекательно.

Конечно, сильным аргументом для врачей было освобождение от всех отчётов, от всех предназначенных для них учётных форм и от рукописных документов, выдаваемых на руки пациенту. В поликлиниках это освобождение осуществлялось демонстративно. В кабинете участкового врача после установки АРМа со стола, из его ящиков и из шкафа убирались журналы, учётные тетради, бланки справок, направлений и рецептов. Эту внушительную стопку бумаг уносили в кабинет заведующего отделением. ”Возьмёте, если понадобится”, – успокаивали изумлённого врача. И никому никогда это не понадобилось,

А.И.Макаров действовал масштабно, последовательно и фундаментально. Сначала систему ввели в поликлиниках, детских поликлиниках и женских консультациях, т.е. в первичном звене здравоохранения: На станции скорой помощи она уже функционировала. Затем последовали крупные многопрофильные стационары и родильные дома, следом – тубдиспансер и флюорографическая служба города. Без всяких трудностей вписалась система в три новых для меня учреждения: центр психического здоровья, психоневрологический реабилитационный центр и инфекционную больницу,

Уже через полгода мы провели городскую конференцию, на которой руководители наиболее активных поликлиник и стационаров выступили с докладами о ходе этой работы и её первых результатах. Сомневающихся не стало. Так система была внедрена почти тотально. Вне её оставались два диспансера, онкологический и кожно-венерологический, и стоматологическая служба.

Теперь возникли новые задачи. Настало время обучать руководителей приёмам управления в автоматизированной системе. Следовало поставить на прочную основу поддержку и сопровождение системы, работающей в лечебных учреждениях, а также её дальнейшее развитие. Самой неотложной стала задача использования самим горздравом тех непрерывных потоков формализованной (“оцифрованной”) информации, которые поступали из всего множества лечебных учреждений.

Данные о ходе и результатах лечебно-диагностического процесса в лечебных учреждениях переносились на компьютер горздрава еженедельно и ежемесячно. Электронной почты ещё не существовало, использовались дискеты, доставляли их в горздравотдел медстатистики учреждений. Вычислительный центр горздравотдела стал обеспечивать руководителей здравоохранения города информацией, необычной по своей полноте, достоверности, своевременности и связи с работой конкретных действующих лиц. Предстояло разработать способы рационального использования этого богатства.

Для этого появились все условия. В горздраве был организован компьютерный класс, мой компьютер был соединён проводами с компьютером Светланы Валентиновны, и я мог копировать к себе базы данных. Я сделал программу, которая могла обегать базы данных лечебных учреждений и выбирать из них заданную ей порцию сведений. На этой основе выстроилась функция анализа смертности по всем поликлиникам города, готовилось сравнение стационаров, прорабатывалась система сравнения однотипных учреждений, чтобы предлагать главным специалистам города и заместителям заведующего горздравом основания для дополнительного контроля. Продумывались формы этого контроля, учёт их результатов, предоставление их первому руководителю.

Следующим действием Александра Ивановича было создание Тюменского научно-инновационного центра технологий муниципального здравоохранения. Его задачами стали поддержка, сопровождение и развитие АСУ ЛДП. Центр открывал директор Центрального НИИ Организации Здравоохранения академик О.П.Щепин.

В довершение всего, А.И.Макаров заставил меня написать книгу «Лечебно-диагностический процесс. Теория, алгоритмы, автоматизация» и в 1997 году издал её сразу на русском и английском (под одной обложкой).

В 1996 году Александр Иванович, уже доктор наук, создал на факультете усовершенствования врачей Тюменской медакадемии вторую кафедру организации здравоохранения – для обучения заведующих отделениями, главных врачей и их заместителей работе в условиях АСУ ЛДП. На месячных курсах обучались те, кто уже работал в этих условиях. Были подготовлены лекционный курс и комплект практических занятий, занятия проводились за компьютерами. Учебными пособиями были базы данных тех самых учреждений и подразделений, которыми наши слушатели управляли. Волей-неволей каждый курсант видел свою работу, себя в сопоставлении с товарищами по учёбе.

Преподавателями были А.И.Макаров, я, А.Б.Ербактанов и С.В.Каркавина. Мы излагали положенную в основу автоматизации теорию лечебно-диагностического процесса и обучали всему практически важному от рациональных приёмов работы за экраном до использования сложных функций регулярного автоматизированного анализа и оценки работы врачей и руководителей. Мы показывали, как видна работа учреждений руководителям городского уровня и как лечебные учреждения должны взаимодействовать с разработчиками системы, чтобы система развивалась по мере развития учреждения.

Если кто-нибудь когда-нибудь займётся цифровой трансформацией здравоохранения города или региона в том смысле, который я излагаю в этих очерках, то осуществлять её надо так, как это сделал А.И.Макаров в Тюмени в 1993-1998 голах.

Надо иметь не МИС, а АСУ лечебно-диагностическим процессом в поликлиниках и стационарах, созданную для врачей, заведующих отделениями и главных врачей. Надо внедрять эту систему, сразу заменяя ею всё старое, внедрять быстро, широко и последовательно: сначала в первичном звене здравоохранения, следом – в многопрофильных стационарах и родильных домах, затем – в специализированных стационарах. Надо организационно обеспечить постоянную связь между разработчиками системы и лечебными учреждениями. Она необходима для поддержки, сопровождения и постоянного развития автоматизированной системы по мере развития лечебных учреждений, и самой медицины. Без этого любая система устареет за несколько лет.

Надо на базе данных тех лечебных учреждений, которые используют автоматизированную систему управления, обеспечить постоянное обучение главных врачей, их заместителей, заведующих подразделениями и старших ординаторов.

“Клиническая база – центр поддержки и сопровождения – центр обучения” – такая схема, по моему убеждению, обеспечивает успешное управление, способное само себя совершенствовать и развиваться в соответствии с современными скоростями прогресса.

К теме.

Отчёт о научной,научно-методической, учебной и внедренческой деятельности. Тюмень, 1996.