Цифровизация здравоохранения - предпосылки информационной революции

48 ЛЕТ В «ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ».
Воспоминания разработчика медицинской системы управления

К оглавлению

Очерк третий.
Семидесятые: предпосылки информационной революции

Всё начиналось в далёких семидесятых.

«Брежневский застой» - это только о политике и экономическом устройстве. Не стоит припечатывать презрительным штампом творческую жизнь целого поколения. Это некрасиво и не расчётливо. Именно тогда началась информационная революция, определившая жизнь в двадцать первом веке. Началась она и в здравоохранении, причём здесь идея преобразования данных для их осмысления с помощью техники родилась сразу, во всей полноте и целостности.

Семидесятые запомнились мне, к тому времени профессору института усовершенствования врачей, совершенной организацией здравоохранения, не менее совершенной системой медицинского образования, поисками путей дальнейшего развития и жадным восприятием новых идей.

Им предшествовали два десятилетия интенсивного решения трёх сопряженных задач. Во-первых, было создано мощное первичное звено здравоохранения. Во-вторых, в соответствии с бурным прогрессом науки создавались узкоспециализированные подразделения и учреждения. В-третьих, чтобы за узкой специализацией не потерять целостного представления о пациенте, она была дополнена кооперацией, связями между узкими специалистами, созданием крупных многопрофильных учреждений с общей опорой на первичное звено. При этом территориальный принцип организации здравоохранения обеспечивал такое развитие на каждой административной территории.

К семидесятым вся необходимая структура и все функциональные связи были созданы. ЦРБ в районах, больнично-поликлинические объединения в городах, крупные многопрофильные и специализированные стационары, объединённые в целостную систему с чёткими правилами взаимодействия и общей целью улучшения медицинской помощи населению, - всё это благоприятствовало появлению талантливых и целеустремлённых руководителей, главных врачей и организаторов здравоохранения.

И они, эти руководители, натолкнулись на препятствие: на невозможность своевременно и полно получать и использовать непрерывно растущую информацию о работе врачей с пациентами. Произвольно зафиксированная в трудночитаемых историях болезни, эта информация оказывалась там заживо погребённой. Возникла острейшая проблема эффективного управления отлично выстроенной структурой.

Последовали разнородные попытки её решить: формализация данных в истории болезни, введение дублирующих историю болезни учётных форм, создание диктофонных центров, больничных отделов медицинской статистики, городских бюро статистики.

Главной цели эти меры не достигли, управления не улучшили. Но нащупывались новые подходы к работе с информацией, отыскивались и формализовались сведения, которые можно использовать в управлении. Стала очевидной необходимость выделения медицинской статистики и аналитики в отдельную функцию, для неё создавались специальные структуры, кадры, изобретались рабочие приёмы.

Выразительным свидетельством острой потребности в специальных средствах для работы с огромными массивами данных было появление карт с краевой перфорацией. Из них в крупных поликлиниках составляли картотеки пациентов. В карте записывалась важнейшая информация о пациенте, с помощью перфораций помечались признаки для поиска, сортировки и группировки пациентов. В перфорации вставлялись цветные рейтеры (каждому признаку присваивался свой цвет), либо в них прорезями отображались числа, соответствующие выбранным для обработки признакам. Это было кодирование медицинской информации, «цифровизация».

На горизонте появились ЭВМ, огромные сооружения, способные воспринимать «оцифрованную» информацию, обрабатывать её с немыслимой скоростью и хранить её и результаты её обработки бессрочно. Это побудило к размышлениям об их предстоящем использовании в медицине, в работе медиков и организаторов здравоохранения.

Начало формироваться понятие информации как такого объекта, работу с которым можно разделить между теми, кто её добывает, теми, кто с помощью технических устройств её сортирует и группирует, применяя технические средства, и теми, кто её использует для принятия решений. Добывание информации – дело врача, обработка – дело медицинского статистика и техники, принятие решений остаётся за врачами и организаторами, но очень важно, что они тоже смогут прибегать к помощи ЭВМ.

Чтобы обрабатывать медицинскую информацию техническими устройствами, надо вводить её в эти устройства и при вводе, оцифровывать. Для этого в устройствах должны быть классификаторы информации, где все медицинские понятия и данные заранее предусмотрены и снабжены кодами. Тогда «цифровизация» станет первым действием вычислительной техники и обеспечит возможность комплексной статистической обработки данных. Это - шаг к использованию техники для принятия решений.

Если принятие решений основано на числовых характеристиках, значит, оно использует сопоставление неких величин по определённой логике. Величины сосчитаны. Логику человек должен однажды строго описать, тогда её можно передать ЭВМ и та будет подготавливать решения. Разумеется, человек добавит к этому ряд соображений, которые не формализуются. И пусть добавляет. К решениям, уже выработанным по его логике автоматически.

Так создавалось представление о перспективах.

Кроме формирования новых представлений об информации, о работе с нею, у медицины появилась ещё одна задача. Специализация лечебных учреждений, их разнообразие, выросшие размеры, развитие их внутренней структуры потребовали осознать свойства и особенности системы здравоохранения как значительно усложнившегося целого. Такому осознанию способствовали появившиеся тогда же идеи кибернетики и системного анализа.

Системы замкнутые и открытые, простые и сложные, полные, большие системы, подсистемы, управляющий центр и управляемые объекты, прямые и обратные связи, саморегуляция, скорость прохождения сигнала, информационные барьеры, аналитический блок, принцип «чёрного ящика», целевое управление, - поток новых понятий будоражил умы. Новые понятия объясняли функционирование социальных структур. Возникшие и нарастающие информационные проблемы становились понятными в деталях.

И для этих идей материальным основанием служили ЭВМ и ВЦ. Были они только у крупных промышленных предприятий и у органов административного управления, но уже в этом качестве стали для общества символом предстоящего решения осознанных системных проблем.

До решений, которые в действительности стали возможными лишь с появлением персональных компьютеров, было ещё лет 15-20, а осознание уже пришло.

Сегодня этими проблемами в здравоохранении никто не задаётся. Интересно, почему? Потому что теперь электронное устройство с массой функций у каждого в кармане? Но ведь дело не в устройстве, а в понимании. Что же, всё понято и решено?

В большинстве сфер, охваченных информационной революцией, проблемы использования информации решены с блеском. Только не в здравоохранении. Сам сегодняшний призыв к цифровизации, краткий и бессодержательный, свидетельствует, что здравоохранение не понимает, что с нею делать. Зато не может не знать, что информационные проблемы врача, главного врача и организатора здравоохранения не решены и это не соответствует возможностям современной техники.

Без этих возможностей, до этих возможностей деятели семидесятых понимали подобную ситуацию и знали, что делать. Есть смысл обратиться к их пониманию и для начала вспомнить о системном подходе. Об этом - в следующем очерке.