Цифровизация здравоохранения - непредвиденные эффекты

48 ЛЕТ В «ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ».
Воспоминания разработчика медицинской системы управления

К оглавлению

Очерк десятый.
Непредвиденные эффекты запуска

Уже при запуске обнаружились неожиданные эффекты. Непредвиденным оказалось воздействие на самого разработчика.

Я увидел лечебно- диагностический процесс в больнице во множестве деталей одновременно, в их связях и зависимостях. Связи могли тормозиться забывчивостью или небрежностью как передающей, так и принимающей стороны, передаваемое содержание – искажаться интерпретацией, реакция на информацию – запаздывать или даже отсутствовать. И всё это закреплялось силой привычки. Недуг оказался системным, так что сама по себе частная попытка, с которой всё началось, – усилить онкологическую настороженность – была заведомо бесперспективной. К счастью, я интуитивно вышел на системное решение, и теперь его предстояло использовать осознанно.

Это не было новым знанием, это стало пониманием. Оно пришло благодаря формализации информации. С помощью формализации оказалось возможным понять и исправить как ущербность информационного обеспечения руководителей, так и несовершенство информационных связей врача.

Системный подход требовал одновременных действий во всех подразделениях учреждения и тотальных изменений информации. Формализации — цифровизации — подлежали все сведения, которые могли быть использованы во взаимодействии участников лечебного процесса. Сигнал в перфокарте стал непременной обязанностью лечащего врача. При установленной проблеме, прежде всего, нужен именно он, потому что он сразу будет взят в работу. Запись в истории болезни – следом, а не сначала.

Передача сигнала, важнейшая функция информационной системы, не должна зависеть ни от его источника, ни от получателя. Передавать его без потерь, искажений и интерпретаций в установленные регламентом больницы сроки должны технические средства или технические помощники. В моём случае это были старшие медицинские сёстры, безукоризненные исполнители по роду своей профессии Техническая передача сигнала означает обход обычных информационных барьеров между врачом и руководителем: психологического (к старшему обратиться не так-то легко), физического (надо прийти в кабинет), организационного (обратиться можно только в определённое время).

Средства, обеспечивающие исполнение двух других действий, ввод сигнала в систему и реакцию на полученный сигнал, нашлись в самой системе. В перфокарту было включено поле “Замечания врачу”. В этом поле руководитель делал прорезь и запись всякий раз, когда обнаруживал, что врач встретил, но не отметил в перфокарте ту или иную проблему ведения больного. “Замечание врачу” не сопровождалось многословными упрёками и не влекло никаких последствий, но приём оказался на удивление действенным: никому не хотелось быть с такой пометкой у всех на виду.

Своевременность реакции на сигналы обеспечивали бьющие в глаза даты их возникновения: никому не хочется на виду у всех опаздывать.

Наконец, формализация информации неожиданно оказалась катализатором логических суждений. Формализованный сигнал отличается недвусмысленностью, несёт в себе простой, вполне определённый смысл Он компактен, поэтому на пространстве, целиком попадающем в поле зрения, можно уместить совокупности сигналов, связанных по смыслу. Тогда уже при беглом взгляде “сами собой” возникают умозаключения, побуждающие либо к уточняющим вопросам, либо сразу к действиям. Этот эффект обеспечивают и перфокарты, и оперативные сводки.

Приведу примеры, в которых сочетания данных немедленно порождают решения или хотя бы предположения. Есть задача “Лечение сопутствующего заболевания” и нет консультации соответствующего узкого специалиста. Есть задача “Хирургическое лечение”, но ещё не отмечен предоперационный разбор или он есть, но ещё не было операции. Есть задержка консультации в сочетании с указанием на тяжесть состояния больного. Есть фактор риска в состоянии пациента и одновременно сигнал о задержке с консультацией. Наконец, самый общий и простейший пример – дата при сигнале. Она непременно сопоставляется с текущей датой и со смыслом сигнала, и этим определяется вид и скорость реакции.

Иными словами, формализация данных позволяет сразу предоставить ключевую “информацию к размышлению”, дать этому рассуждению импульс и направление. Перфокарта обеспечивает этот эффект каждый раз, когда врач берёт её в руки при работе с историей болезни, на обходе заведующего отделением или профессора, при клиническом разборе, при визите консультанта. Сводки обеспечивают тот же эффект при подготовке руководителя к утреннему рапорту, на самом рапорте, а потом – на протяжении всего рабочего дня.

Рискну предположить, что сегодня, полвека спустя, в эпоху электронной истории болезни и медицинских информационных систем ещё нельзя всё описанное отнести ни к разряду давно решённых проблем, ни к несущественным банальностям. Тому есть одна конкретная причина: с девяностых годов информатизация здравоохранения бралась решать не коренные проблемы лечебно-диагностического процесса, а те, что были на поверхности: облегчение рутинной работы лечащего врача и обеспечение информацией организатора здравоохранения. Позднее в поле зрения попали врачебные ошибки, и появилась идея поддержки принятия решений. Но и здесь всё ограничилось тем, что на виду, что понятно обывателю: только работой самого врача, а в ней – примитивно понятой диагностикой, недостатками обследования. За разрозненными отдельностями оставался невидимым целостный лечебно-диагностический процесс в лечебном учреждении..

Мне же, двадцатью годами ранее, посчастливилось. Импульсом к моим усилиям стал случай, обнаруживший не только мой собственный промах, но и ущербность повседневного взаимодействия между врачами, заведующими отделениями и главным врачом, такую ущербность, которая угрожает конечным результатам медицинской помощи. С тех пор я постоянно держал в уме эти три фигуры, их повседневный информационной обмен в ходе лечебно-диагностического процесса и неразрывную связь этого обмена с общим для них всех, системным, конечным результатом. Вся моя последующая работа была пронизана пониманием, что именно это – стержень деятельности лечебного учреждения. Им и надо заниматься. Во всей его целостности. От него идти к частностям и от частностей возвращаться к нему.

Итак, простейшая рационализация информационного обмена в больнице выставила её деятельность в новом свете. Тут было над чем подумать. Об этом – в следующем очерке.