ЗАЧЕМ И КАК

автоматизировать лечебно-диагностический процесс

C 22.08.2012 все инсталляторы и обновления 20 программ системы управления ЛДП
на сайте www.vmtavr2.narod.ru
ДОСТУПНЫ ДЛЯ СВОБОДНОГО БЕСПЛАТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Скачивайте, знакомьтесь, эксплуатируйте, спрашивайте.
Цель автора - показать врачам, заведующим отделениями и главным врачам, что с автоматизацией они способны совершенствовать свою работу без специальных усилий и особых затрат.

Выпуск 305
30 октября 2012 г.

Врачам дать ясное представление о МИС можно только на примерах, которые можно "пощупать". Традиционное руководство пользователя тут не годится. Нужен сам продукт, убедителен только он. Он и предлагается. Не для рекламы (программы бесплатны), а в качестве примера.

"Пощупать" просто: как минимум, скачайте с моего сайта три инсталлятора: базовый (ldpbaza.exe), АРМ врача поликлиники (inpoli02.exe) и АРМ врача стационара (instac02.exe). Запустите их на своём ноутбуке (сначала базовый). Появится папка c:\ldp и две иконки на рабочем столе. Чтобы всё удалить, просто сотрите папку c:\ldp.
Предыдущие уроки.

ВРАЧУ, ЗАВЕДУЮЩЕМУ ОТДЕЛЕНИЕМ, ГЛАВНОМУ ВРАЧУ
- О СТРУКТУРЕ, ФУНКЦИЯХ И ИНТЕРФЕЙСЕ МИС:
уроки-презентации.

Скачать архив с 5-м уроком и комментариями.

Урок 5.
Планы, назначения, действия врача. Часть 1.

ЗАМЕТКИ К СЛАЙДАМ.

К слайдам 1-6.
Отображение стратегии и планов врача

Общая направленность врачебных действий в каждый данный момент времени характеризуется в поликлинической электронной истории болезни группой диспансерного учёта и "Задачами диспансерного наблюдения", а в госпитальной - "Задачами госпитализации".

Группа учёта - это декларация общей стратегии врача и необходимой интенсивности медицинских мероприятий на протяжении месяцев, а то и лет. Перевод пациента из одной группы учёта в другую означает радикальное изменение в его состоянии: возникновение болезни или надёжное выздоровление, новое обострение или достижение стойкой ремиссии. Тем самым одновременно констатируется успешность или безуспешность профилактических и лечебных усилий врача. Поэтому численность групп учёта, их соотношение и статистика переводов из группы в группу служат первоосновой для анализа и оценки эффективности медицинской помощи населению.

Чтобы обеспечить правильность решений о взятии на учёт и о переводе из одной группы в другую, система содержит в "Пояснительных текстах" соответствующие рекомендации. Невозможные (алогичные) переводы не допускаются программно. Кроме того, предполагается, что решение врача о переводе в другую группу санкционируется заведующим отделением (один из примеров того, что программное обеспечение лечебно-диагностического процесса должно сочетаться с организационным обеспечением).

Термины "Задачи диспансеризации" и "Задачи госпитализации" в традиционных условиях малоупотребительны. Между тем, речь идёт о предполагаемых направлениях и этапах работы с пациентом, об их последовательности и сроках. Представление о предстоящем течении событий, о скоростях и возможных поворотах всегда в той или иной степени присутствует в суждениях врача, оно необходимо и для рационального выбора средств, и для распределения усилий во времени, и для ретроспективного сопоставления предположений и результатов. Это - функция прогноза, непременная в работе лечащего врача. При традиционной организации она не находит своего явного, оформленного выражения, а автоматизация позволяет это исправить: снабдить врача справочниками задач, фиксировать постановку каждой отдельной задачи и момент её выполнения, оценивать соответствие действий врача и их сроков поставленным задачам.

Регистрация конкретных врачебных планов, назначений и действий обеспечивается их исчерпывающим и предельно дифференцированным перечнем на ключевом экране "Ведение истории болезни". Кроме того, что всегда на слуху (лабораторное обследование, консультации, лечение, операции), здесь представлены и все другие врачебные действия: "Больничный лист", "Вакцинопрофилактика", в стационаре - "Клинический разбор", "Контрольный срок", "Переводы внутри больницы", в поликлинике - "Приём в поликлинике", "Посещение на дому", "Контрольные осмотры", "Патронаж", "Госпитализация", "Санаторий". "Мини-аборт".

Дифференциация врачебных планов и действий, отражённая структурой электронной истории, используется для составления сводок, планов и отчётов. Сведения о действиях и результатах, которые накапливаются в базе данных, образуют основу для регулярного анализа деятельности врача, отделения, лечебного учреждения в целом в различных разделах медицинской помощи.

К слайдам 11-15.
О контроле за временем.

Сделав свои назначения, врач всегда прикидывает в уме, когда они могут принести такую новую информацию, которая позволит принять очередные решения (продолжить, скорректировать или вообще прекратить действия). Это - основа прогноза, предположений о возможном развитии событий.

В поликлинике такие предположения выражаются, в конечном счёте, в выборе обоснованной даты следующего визита пациента к врачу: для решений о диагнозе после получения анализов, для контроля за эффективностью лечения, для продления или закрытия больничного листка и проч. Когда ничего подобного не требуется, очередной визит нужен в порядке регулярного медицинского контроля, периодичность которого диктуется группой учёта. Это относится и к здоровым: диспансерный метод предполагает и для них регулярный (раз в 1-2 года) врачебный контроль. Таким образом, каждый приём в поликлинике должен завершаться назначением следующей явки пациента. В электронной истории болезни это гарантируется программно: после отметки о дате последнего визита нельзя выйти из функции "Приём", не поставив даты очередной встречи. Разумеется, при больших сроках, то есть при благополучном состоянии пациента дата ставится ориентировочно: с возможностью отклонения на месяц, квартал, а то и год.

Тот же принцип использован и в госпитальной истории. Здесь этапный прогноз, выраженный намеченным сроком для контроля за результатами, - тоже обязательный элемент врачебной мысли наряду с диагностикой и лечением. Он необходим для своевременной коррекции действий (а после коррекции следует новый прогноз, новый временной ориентир). Каждый очередной контрольный срок, который врач обычно держит в уме и не всегда заботится о его точности, электронная история болезни позволяет зафиксировать с помощью одноимённой функции.

Назначение следующего контрольного срока означает, что в день этого назначения был завершён предыдущий запланированный этап. Завершение может опоздать по сравнению с намечавшимся сроком. Такое опоздание объясняется лишь двумя причинами: либо вспомогательные службы не выполнили назначения врача и не дали ему нужную информацию, либо врач сам не соблюдает собственные планы. Этап может завершиться и до намеченного срока - это всегда связано с неожиданностями, требующими пересмотреть лечение, а порой и диагноз (чаще всего с ухудшением в состоянии больного вопреки прогнозу врача).

Интервалы между контрольными сроками - это периоды простого наблюдения, накопления информации. Сам контрольной срок - это момент принятия новых решений, момент интеллектуального напряжения. Чем сложнее и тяжелее болезнь, тем чаще следуют контрольные сроки. И обратно: частота сроков, краткость интервалов между ними свидетельствуют о сложности и тяжести. Иными словами, по этим признакам можно судить об интеллектуальной нагрузке врача.

Из изложенного следует, что при ретроспективном анализе истории блезни контрольные сроки и их соблюдение могут служить полезными ориентирами.

К слайду 16.
Справочники для ввода назначений.

За исключением небольшого числа деталей, содержание врачебных назначений вводится в историю болезни не с клавиатуры, а выбором из предлагаемых на экране справочников. Справочники эти поставляет и поддерживает только разработчик - в противном случае система вскоре перестаёт быть единой и, сверх того, открывается простор для множества описок, ошибок, недопустимых сокращений, - всего того, что резко снижает культуру текстов.

Разумеется, когда справочники, которые периодически надо пополнять, находятся в исключительном ведении разработчика, это предполагает, что последний немедленно реагирует на каждый новый запрос пользователя и сразу устанавливает у него обновленные версии справочников. В системе, которая используется здесь для примера, пополнение справочников делается либо в день запроса, либо на следующий день.

Во всех функциях для ввода назначений нужны два местных справочника: "Врачи" и "Цены". Первый вызывается ещё при настройке АРМа врача поликлиники, когда указывается врач участка, и при определении лечащего врача в АРМе врача стационара. После этого он требуется врачу раз за сеанс при авторизации (без неё ввод и коррекция данных невозможны), а также в функциях "Операции и процедуры" (для ввода фамилий хирурга и анестезиолога) и "Больничный лист". Фамилия врача, предпринявшего те или иные действия, запоминается в истории болезни.

Что касается справочников цен, то их врач не вызывает никогда - они используются программой для необходимых подсчётов в ряде выходных форм. Пользователь не всегда заботится о вводе цен, а представление о затратах полезно всегда. Поэтому в моей системе по умолчанию каждому назначению и действию врача присваивается условная цена в 0.1 копейки и она не может быть заменена на ноль. Этот приём позволяет (пусть в очень относительной степени) ориентироваться хотя бы в соотношениях затрат даже тогда, когда фактические цены не введены.

К слайдам 17-18.
Формирование запросов на консультации.

Запросы на консультацию - неотъемлемая сторона работы лечащего врача. Автоматизация позволяет сделать их информативными для консультантов, указывать цель консультации, обеспечить их доставку адресатам, следить за своевременностью их удовлетворения, включать заключения консультантов в историю болезни, оперативно контролировать обоснованность консультаций, обобщать и оценивать консультативную деятельность в лечебном учреждении.

В справочник "Консультанты" включаются не только специалисты-медики, но и юрист, психолог, социальный работник, официальные комиссии и, что принципиально важно, - руководители: заведующий отделением, главный врач и его заместитель, профессор, доцент и ассистент клинической кафедры (имеются в виду именно должности, а не фамилии). Последнее позволяет сделать простым и регистрируемым обращение лечащего врача к тем участникам лечебно-диагностического процесса, которые вправе давать ему обязательные указания и разделяют с ним ответственность за результат.

В поликлинике от "Консультаций" отделена функция "Контрольные осмотры специалистов". Она имеет свою специфику. Если консультации предпринимаются для уточнения диагноза, подбора лечения или проведения специальных лечебных поцедур, то контрольные осмотры - способ профилактической работы, средство квалифицированного слежения при благополучном состоянии. Для них есть типичные показания и сроки, а потому такой контроль можно назначать заблаговременно и во многих ситуациях автоматически.

К слайдам 19-24.
Назначение лабораторного, рентгеновского, функционального обследования.
Диагностические комплексы.

Обследование может назначаться двумя способами и их комбинацией. Первый обычен: каждый анализ выбирается из справочника и вводится в историю болезни с датой, указывающей, когда этот анализ будет нужен врачу. Вторую дату врач ставит как свидетельство получения результатов.

Другой способ назначения состоит в использовании заранее составленных диагностических комплексов. Он основан на том, что первоначальное обследование при том или ином диагностическом предположении, как правило, стереотипно: существенные индивидуальные отличия появляются позднее, по ходу событий. В пределах своей сферы ответственности каждый руководитель (заведующий отделением, заместитель главного врача, главный врач, руководитель клиники) может описать такие стереотипы достаточно строго. По сути, это его требования к поведению лечащих врачей в определённых наиболее частых диагностических ситуациях.

В АРМе врача есть специальная функция, позволяющая руководителю создать такие комплексы. Если они составлены, то это - инструмент врача для ввода назначений. При работе с электронной историей болезни можно вызвать их перечень, выбрать нужный комплекс и сразу ввести в историю все содержащиеся в нём назначения (предварительно можно сделать изъятия - пометить то, что данному пациенту не нужно). Использование диагностических комплексов экономит усилия врача и, что не менее важно, позволяет руководителю эффективно проводить в жизнь свои установки.

К слайдам 25-26.
Ввод результатов лабораторных анализов.

Функция ввода результатов обследования нужна в двух модулях системы: в "Лабораториях и диагностических кабинетах" и в АРМе врача. Если первый модуль используется, то результаты вводят работники лаборатории, а введенные данные появляются как в лабораторном журнале, так и в электронной истории болезни.

Если же этот модуль не приобретен, то лечащий врач, получая информацию из лабораторий на обычных бланках, может поступать по-разному. Самое простое - подклеивать бланки с результатами к распечатке электронной истории болезни. Но обычно это врачей не удовлетворяет. Они хотят иметь всю информацию о пациенте в электронном виде. Поэтому АРМ врача тоже оснащён функцией "Ввод результатов лабораторного исследования".

Результаты лабораторных исследований выдаются в самых разнообразных форматах, как совсем простых, так и сложных. Информационная система должна содержать все эти форматы и предлагать их, когда надо зафиксировать результаты.

Если результаты анализов введены в электронную историю, это имеет, по крайней мере, два важных следствия. Первое состоит в том, что теперь результаты выдаются в упорядоченной форме, в виде "Листа анализов", который позволяет легко следить за динамикой важных показателей. Второе следствие - возможность использовать сами эти показатели (такие, например, как уровень сахара и холестерина в крови, группа крови, результат анализа на гепатит и проч.) для автоматической оценки состояния пациента, для выборки историй болезни с определённым уровнем показателя, для комплексной обработки массива историй болезни.

Тема "Назначения и действия врача" будет продолжена
Конец 5-го урока.

Здесь мой адрес. На вопросы отвечу, возражения опубликую.

Hosted by uCoz